Побережная Наталья Викторовна, Учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 5 Приморский край Надеждинский район Пос Тавричанка Причины низкой успеваемости могут быть разными: медленный темп работы, сложные темы, лень, в конце концов. В любом случае, неуспевающему школьнику нужно помочь. Удачнее осуществить помощь в условиях смешанного обучения, то есть с преобладанием дистанционных технологий. Этому есть ряд причин: во-первых, сейчас из-за всем известных событий всё больше школ переходит на удалёнку, во-вторых, стоит сделать упор на индивидуализации учебного процесса, то есть учитывать личные особенности каждого ученика. Определяем исходную точку. В методике преподавания существует понятие «маршрут восполнения проблемных зон» — определение и проработка непонятных тем и сложных моментов. В качестве рабочего инструмента на этом этапе можно взять вариант диагностической карты: прописать в ней УУД, темы занятий, навыки и оценить учащихся. В случае с учениками начальной школы заполнение этой карты придётся взять на себя учителю, а вот ученики постарше могут оценить свои знания самостоятельно. Проанализировав диагностические карты, педагог может распределить учащихся на три группы: с низкой, средней и высокой успеваемостью. Дифференцируем подход Причины неуспеваемости могут быть разными. И хорошо бы на втором этапе определить, в чём проблема каждого конкретного ученика. Если отталкиваться от этого, будет проще определить пути решения. Вот несколько примеров. Медленный темп работы — ученик в целом неплохо знает школьную программу, но медленно пишет или ему требуется больше времени на обдумывание. Поэтому он не успевает за другими ребятами в классе, хотя домашние работы обычно выполняет хорошо. В этом случае ему можно выдавать более сложные, но менее объёмные задания, чтобы уравнять общее время выполнения по классу. Или оговорить с ребёнком, что всю работу, которую он не успел сделать на уроке, надо будет выполнить самостоятельно, в работу для отстающего ученика включите дополнительный блок заданий наподобие тех, что решали в классе, и отправьте лично ему. Сложная тема — это разовая ситуация: ученик в целом неплохо учится, но с какой-то темой возникли трудности, соответственно оценки «поехали» вниз. Обычно уже на следующем уроке всё приходит в норму, но тут важно учитывать психологические особенности детей: кого-то неудачи очень сильно выбивают из колеи, из-за чего могут возникнуть сложности и с последующей учёбой. Предложите школьнику самостоятельно повторить материал и выполнить тренировку по теме — это не только закроет пробелы в знаниях, но и поможет ребёнку стать увереннее. Лень — увы, не самая редкая проблема. Переход на смешанное обучение расслабляет: когда у ребёнка есть выбор между домашним заданием и просмотром сериала, выбор часто падает на второе. Здесь два варианта решения проблемы. Первый — ускорить темп работы, создать такие условия, чтобы у школьника не было возможности отлынивать. Если у ребёнка будет определённый лимит времени, возможности отлынивать уже не останется. Такой вариант подойдёт для тех учеников, которых надо вернуть в рабочий режим и напомнить, что нужно учиться. Второй — заинтересовать ребёнка. Всё же учёба — это не унылая обязанность и не тоскливая альтернатива компьютерным играм и любимому сериалу. Чтобы мотивировать ребёнка учиться, хорошо подойдут и интерактивные упражнения, и задания на смекалку. Ещё один элемент мотивации — соревнования. Гибкий подход к соревнованию поможет вовлечь всех школьников в участие. Личные проблемы — учитель должен быть не только педагогом, но ещё и психологом, чтобы понимать, когда плохие оценки вызваны ленью, а когда — личными проблемами. На эмоциональное состояние могут влиять сложности в семье, ссоры с друзьями, гормональная перестройка организма. Лучше действовать мягко, чтобы не навредить ребёнку.