Конференции

ОБОГАЩЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Зубарева Ольга Александровна
музыкальный руководитель
Табатадзе Юлия Гивеевна
воспитатель
МБДОУ детский сад «Ёлочка»
Город Черногорск

Музыка, подобно дождю, капля за каплей, просачивается в сердце и оживляет его.

Р.Роллан


Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Именно первые детские впечатления проходят яркой полосой через весь жизненный путь каждого человека. Дошкольный возраст - это благодатный период для обогащения музыкальных впечатлений, для пополнения литературного багажа сказками, былинами, стихотворениями. Известно, что дошкольное детство - период, на протяжении которого ведущую роль в психическом развитии ребёнка играет эмоциональная сфера, а музыка - искусство эмоциональное по самому своему содержанию.
Музыка является одним из самых богатых и самых эффективных средств обогащения музыкальных впечатлений, дает очень мощное эмоциональное воздействие, развивает чувства вкуса человека. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребёнок познаёт эталон красоты, присваивает ценный, культурный опыт поколений. «Музыка – это искусство печалить и радовать без причины» /Тадеуш Котабиньский/. Палитра музыки богата, язык её гибок и многообразен. Все, что не подвластно слову, не находит в нем своего выражения, находит отражение в музыке. Через музыку композитор общается со слушателем, делится с ним переживаниями, рассказывает истории, выражает свои чувства. Правильно выстроенный процесс слушания музыки раскроет перед ребенком волшебный мир музыки.
Слушание музыки - уникальный вид музыкальной деятельности. Его уникальность состоит в тех развивающих возможностях, которое слушание обеспечивает как в плане музыкального, так и общего развития ребенка. Слушая музыку, ребенок познает мир во всем его многообразии, поскольку музыка отражает его в звуках разностороннее и полно, ребенок «вживается» в музыкальные образы, которые пробуждают ассоциации, почерпнутые из его личной жизни, и способствуют развитию положительных эмоций. Восприятие музыки оказывает положительный эффект на эмоциональную и интеллектуальную деятельность детей, активизирует зрительное восприятие, улучшает внимание, кратковременную память, а также повышает показатели вербального и невербального интеллекта. Сила воздействия музыки зависит от личности человека, от подготовленности его к восприятию. Надо развивать восприятие музыки как активную деятельность. Это сложная работа, так как связана с тонкими, глубокими внутренними переживаниями. Их и выявить трудно, и наблюдать нелегко, и особенно сложно формировать. Необходимо, прежде всего, понять, о чем «рассказывает» музыка. Естественно, что слушатель как бы мысленно следует за развитием музыкальных образов. Слушая музыку, дети знакомятся с музыкальными произведениями разнообразных жанров, яркими средствами выразительности. Необходимо соблюдать определенную методику обучения детей старшего дошкольного возраста слушанию музыкальных произведений.
Слушание музыки, ее восприятие и анализ – основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в художественно - эстетическом развитии детей. Музыкальное восприятие – сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими внутренними переживаниями. В нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные реакции на них. Одновременно это и процесс познания, переживания и оценки музыкального произведения, его художественного образа, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно – образное отражение действительности.
Видный ученый, психолог Г.С.Тарасова отмечает, что высокое искусство, в частности, музыкальная классика, являясь самым желанным руководителем психического развития детей, выполняет «множественно жизненно важных задач… и призвана решать… самую главную – воспитать в детях чувство внутренней причастности к духовной культуре человечества, воспитать жизненную позицию детей в мире музыки.
Важными особенностями репертуара, предназначенного для слушания, должна быть идейная и тематическая направленность, жанровое разнообразие с учетом возрастных возможностей детей. Н.А. Римского – Корсакова по праву можно назвать великим музыкальным сказочником. Н.А. Римский – Корсаков создал такой жанр, как опера – сказка. А сказка любимый детьми жанр. Она несёт в себе важное психологическое содержание, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Сказка открывает ребёнку перспективы собственного роста, дарит надежду и мечты – предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства. Велико значение сказки для поддержания духовного мира детей. Огромные возможности для приобщения детей к музыкальной культуре имеет музыкальная сказка или сказка в музыке. Чтобы понять сказку, нужно уметь фантазировать, воображать.
Никто из русских композиторов не уделил в своем творчестве столько внимания сказкам, легендам, былинам, как Н.А. Римский – Корсаков. Его произведения раскрывают живописно – изобразительный дар композитора, чистоту лирики, искренней, но несколько созерцательный, без повышенной эмоциональной напряженности. «Рассказать» сказку в музыке непросто. Композитору необходимо найти те интонации, ритмы, гармонии, оркестровые краски, которые бы вызвали у слушателей представление именно о сказочных образах, заставили бы «увидеть» все сказочные небылицы, превращения, чудеса. Н.А. Римский – Корсаков сумел передать в своей музыке не только мудрость и глубину содержания сказки, но и ту особую сказочную, поэтичную атмосферу.
Для знакомства с оперным наследием Н.А. Римского – Корсакова мной была выбрана нетрадиционная форма общения с участниками образовательных отношений - музыкальный журфикс. Слово «журфикс» происходит от французкого «jourfixe», то есть «фиксированный день». В дореволюционной России так называли регулярные домашние приемы, которые устраивались в определенное время (день недели, час). Музыкальные журфиксы проходят в форме творческой встречи, включая слушание классической музыки, чтение отрывков литературных произведений, беседа на тему прослушанного музыкального материала, просмотр слайдов, подобранных к музыкальному произведению, обмен впечатлениями. Сохраняя все традиции журфиксика, мы придерживаемся следующих правил.
Правило журфикса № 1 «фиксированный день» - «Музыкальный журфикс» проходит каждую последнюю пятницу месяца.
Правило журфикса № 2 «определенное время» - во вторую половину дня в 16.00, согласно циклограмме совместной образовательной деятельности взрослого с детьми подготовительной к школе группы.
Правило журфикса № 3 «возможность каждого желающего присутствовать» - посетителями Музыкального журфикса являются: желающие дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители (ранее оповещенные).
Правило журфикса № 4 «форма проведения - творческий досуг» - «форма организации - творческие встречи музыкального руководителя, воспитателя, воспитанников подготовительной к школе группы, родителей», в учебном году проходит девять онлайн творческих встречь, каждая встреча имеет свою тему.
Темы музыкальных журфиксов
№ 1. «Пейзажи в музыке и на холсте»
№ 2. «Творческий портрет Н.А. Римского – Корсакова»
№ 3. Опера «Золотой петушок»
№ 4. Опера «Садко»
№ 5. Симфоническая сюита «Шахерезада»
№ 6. Опера «Кащей Бессмертный»
№ 7. Опера «Сказка о царе Салтане»
№ 8. Опера «Снегурочка»
№ 9. Опера «Сказание о невидимом граде Китеже
Оперное наследие великого русского композитора Н.А. Римского – Корсакова, богатое большим количеством опер – сказок является благодатной почвой для развития устойчивого интереса дошкольников к слушанию классической музыки. Яркость, образная контрастность музыки Н.А. Римского – Корсакова поможет приобщить детей к музыкальной культуре и обогатить музыкальное впечатления.
ЛИТЕРАТУРА:
1. О.П.Радынова, А.П.Катинене Музыкальное воспитание дошкольников//Академия Москва.-1998.-240с.
2. Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса Проектная деятельность дошкольников//М.:Мозаика-Синтез.-2008.-112с.
2021-08-31 14:00 Август 2021