ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Лисицкая Елена Александровна, старший воспитатель, МБДОУ «Детский сад №177» г.о. Самара Для результативного проектирования воспитательно – образовательного процесса в детском саду, для стимулирования интересов дошкольника, используются современные образовательные технологии, которые эффективно применяются в совместной деятельности с детьми, а так же с семьями воспитанников. 1. Игровые технологии. Игровое моделирование – это разновидность игрового метода, важный инструмент развития мышления, памяти, внимания воспитанника в процессе изучения им содержания учебного процесса. Осуществляется через «погружение» в конкретную ситуацию, смоделированную в учебных целях, и предполагает максимально активную позицию самих обучающихся. С помощью игровых технологийрешается целый комплекс задач: успешная социализация, формирование социально-активной личности, самореализация, повышают познавательную активность, развивают когнитивные функции. Следующие игровые технологии были адаптированы для работы с детьми дошкольного возраста по формированию у них представлений о видах спорта и спортивных играх: Собраны картотеки подвижных игр с мячом, дидактических игр о спорте, создали дидактическую игру «Умный футбол», собрана картотека игр с мячом в рамках всех образовательных областей, подобраны игровые мотивационные ситуации для включения их в образовательную деятельность. Особое внимание уделяем играм в летний оздоровительный период, когда ребенок освобожден от НОД. Периодически проводятся консультации для родителей, в которых мы рекомендуем им новинки литературы и дидактических игр, выходящих в современном издательстве. 2. Информацио́нно-коммуникативные техноло́гии — процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов. В своей работе используем информационные технологии, которые неразрывно связаны с научно - техническим прогрессом. Информационно – коммуникативные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. В современном мире сложно стоять на месте. Информационные технологии прочно вошли в воспитательно - образовательный процесс дошкольных учреждений. Создана серия игр для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий выполненных в формате ПО SMART Notebook по теме: «Игры по ознакомлению дошкольников со спортом». Эти игры используют воспитатели при проведении образовательной деятельности. А также мы рекомендуем игры родителям для занятий с детьми дома. Новые технологии помогают в оформлении различного материала: планов, конспектов, консультаций для родителей. Мы используем программу Microsoft Office Word. Excel, SMART Notebook. - для мультимедийных презентаций программу Microsoft Office Power Point, SMART Notebook. Таким образом, процесс развития детей дошкольного возраста становится более успешным, эффективным с использованием компьютера и интерактивных технологий в качестве дидактического средства. Для родителей рекомендованы сайты: http://www.igraemsa.ru/, http://345-games.ru/, http://www.solnet.ee, http://igraem.pro/, http://www.teremoc.ru/, http://mamas.ru/, http://iqsha.ru/.Атакже рекомендуем компьютерные диски с играми:"Учимся играть в футбол", «Игровая коллекция всезнайки», «Играю с мамой», «Развивающие задания для малышей», «Компьютерный мир спортивных сказок. Коллекция развивающих компьютерных игр для детей 4 - 7 лет». 3. Здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью воспитанников. Одна из важнейших задач в работе с дошкольниками сохранить и укрепить их здоровье. Здоровьесберегающие технологии способствуют: - формированию представления о здоровом образе жизни; - совершенствовать двигательные навыки детей; - воспитывают у детей потребность в движении; - потребность в самосовершенствовании; - формируют представление о своем теле. Работа по здоровьесбережению с детьми проводится по следующим направлениям: - Оптимизация режима. Определение оптимальной нагрузки на ребенка с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальных психических особенностей. Обеспечение щадящего, комфортного режима в адаптационный период. Соблюдение санитарно-гигиенических условий. Дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его особенностей. - Организация двигательного режима. Ежедневно во время перерыва между деятельностью детей проводится двигательная разминка, оздоровительные минутки, куда включаются: гимнастика для глаз, для профилактики плоскостопия, имитационные движения, элементы самомассажа, упражнения для рук, осанки, физминутки во время занятий. Чрезвычайно важно для сохранения здоровья правильно организовать физминутки и перерывы. В рамках образовательной деятельности по физическому развитию в занятия включаются игры с мячом, элементы футбола, степ – аэробика и др. - Развитие общей моторики. Комплексы физминуток подобраны согласно лексической теме недели. «Тренажерные тропинки» - Система работы по развитию мелкой моторики рук. календарно-тематическое планирование пальчиковых игр согласно лексическим темам (игры проводятся на всех видах занятий); Степ – аэробика способствует работе всех групп мышц детского организма. Эффективность применения здоровьесберегающих технологий способствует формированию положительной динамики развития физической выносливости и укрепления здоровья детей. 4. Формирование теоретических знаний Для того чтобы правильно и эффективно выполнять физические упражнения, развивать и совершенствовать двигательные качества, необходимо знание теоретических основ. Физкультурное образование должно быть направлено на формирование физической культуры личности. Была создана «Азбука футбола» для пополнения и систематизации теоретических и исторических знаний об этом виде спорта. 5. Проектно-исследовательская технология Технология проектирования – один из способов, позволяющих развивать творческие способности каждого ребёнка. В её основе лежит концептуальная идея доверия к природе ребёнка, опора на его поисковое поведение. Исследования могут проводиться как на занятиях, так и в самостоятельной поисковой деятельности детей. Проведение элементарных опытов и экспериментов вызывает у детей восторг. Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. При ознакомлении детей со спортивными играми, в том числе с игрой – футбол, ребят заинтересовали вопросы: почему для футбола нужен специальный мяч, как появился первый мяч и какой он был, когда появился, именно, футбольный мяч? На все эти вопросы они сами ответили в ходе проектной деятельности «История футбольного мяча», путешествуя по «реке времени». Экспериментируя с различными материалами и мячами, дети поняли почему для футбола нужен специальный мяч. Работа над проектом «История футбольного мяча», не только обобщила полученную информацию, но и дала возможность каждому ребенку проявить свои творческие и аналитические способности. Практика нашей педагогической деятельности и результаты диагностики показали успешность применения современных образовательных технологий в работе с детьми по данному направлению. Литература: - Вавилова Е.А. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость. - М.,1981 г. - Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-7 лет: Пособие для воспитателя детского сада — Просвещение, 2012 г. - Агапова И.А., Давыдова М.А. Подвижные игры для дошкольников.-М., АРКТИ, 2008 г. - Вазина К.Я. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного процесса. Челябинск, 1997 г. 5.Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. М., 2006 г.