ГРАЖДАНСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ КРАЕВЕДЕНИЯ НА ПРИМЕРАХ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ТРАДИЦИЙ РОДНОГО КРАЯ
Бурякова Наталья Юрьевна, музыкальный руководитель высшей категории, МБДОУ «Детский сад №34 «Улыбка» города Йошкар – Олы» УДК 37.035.6 Данная статья посвящена одной из основных задач дошкольного учреждения – гражданственно-патриотического воспитания детей. В центре внимания автора опыт работы с детьми, родителями, посещающими детский сад, создание предметно-развивающей среды. Полученные результаты данной работы призваны способствовать воспитанию в каждом ребенке гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, его любовь к своей семье, родным местам, гордость за народ, ощущение своей связи с окружающим миром, стремление сохранять и приумножать богатство страны. Ключевые слова: гражданственно-патриотическое воспитание детей в ДОУ, истоки народной национальной культуры, предметно-развивающая среда патриотической направленности, взаимосвязь с семьей, как ячейкой общества. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Современное активное обращение отечественного образования к культурологическому подходу в воспитании делает проблему гражданственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста особенно актуальной. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2016-2020 гг.» определила цели, задачи и основные пути патриотического воспитания, направленного на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочнения единства и дружбы народов». Патриотическое чувство по своему содержанию многогранно. Это и любовь к своей семье, родным местам, гордость за народ, ощущение своей связи с окружающим миром, стремление сохранять и приумножать богатство страны. В нашем детском саду сложилась система гражданственно- патриотического воспитания детей, которая включает целый комплекс задач: • Воспитание у детей любви и привязанности к семье, родному дому, детском саду, родной улице. • Формирование бережного отношения к родной природе. • Развитие интереса к национальным традициям и промыслам. • Формирование элементарных знаний о правах человека. • Расширение представлений о России, о её столице-Москве; о республике Марий Эл, её столице - Йошкар-Оле, городах, селах и деревнях Марийской Республики.. • Знакомство детей с символами государства: гербом, флагом гимном страны, нашей республики. • Развитие чувства ответственности и гордости за достижения нашей Родины, уважительное отношение к ветеранам - участникам Великой Отечественной войны, героям труда, защитникам Отечества. • Формирование чувства уважения к другим людям, народам и их традициям. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Приобщение к народной национальной культуре должно носить обязательно живой, неформальный характер. Учитывая этот принцип, всю работу с детьми проводим в форме бесед, посиделок, различных игр, сказочных путешествий, театрализованных представлении, праздников и развлечений.. В своей работе по приобщению детей к истокам народной культуры выделяем еще несколько компонентов. 1 Создание предметно-развивающей среды 2. Работа с детьми; 3. Работа с родителями. Формирование предметно-развивающей среды патриотической направленности: В холле нашего детского сада оборудованы стенды: "Моя страна", "Мой город"; соответственно празднованию знаменательных дат обновляются выставки стенгазет «Моя мама - самая лучшая», «Наши Защитники Отечества», «Бессмертный полк». В нашем детском саду в каждой группе созданы мини-коллекции «Марийская изба» и «Русская изба», в которых собраны множество предметов марийского и русского прикладного искусства – вышитые полотенца и покрывала, картины, расписная посуда, а также старинная мебель, кухонная утварь, орудия труда и национальные музыкальные инструменты (заводского производства и также, созданные своими руками в Все экспонаты доступны и для детей и для родителей, а также активно используются для оформления декораций к праздникам и развлечениям. В каждой группе оборудован стенд «Марийский Край», в котором представлены национальная символика (марийский герб, флаг), элементы национальных костюмов, вышивки, старинные марийские музыкальные инструменты. Сделана подборка художественной и методической литературы, через которую дети могут получать информацию о подвигах в годы Великой отечественной Войны, о России, О Российской современной Армии. В группах имеется набор дидактических игр: "Военная техника", "Найди флаг России", "Защитники России" Собраны обширнейшие картотеки пословиц, поговорок, стихов, песен, сказок, в той или иной мере касающихся народного творчества и фольклора Марийского края. Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям, и традициям своего народа. Ребенок как можно раньше должен впитывать культуру своего народа через: · народный фольклор (потешки, пословицы, сказки), · народные песни, музыкальные инструменты, · умение найти и выделить народный костюм, · знание народных игрушек и народных игр, · произведения народного декоративного искусства, · знание народных примет, · особенностей быта и труда людей, · как отмечали праздники, какие обычаи соблюдали. Любой край, область, даже небольшая деревня не повторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Ведь фольклор – кладезь народной мудрости. Его притягательную, магическую силу чувствует каждый, кто соприкасается с народным творчеством. Фольклор духовно обогащает среду, в которой растет ребенок, закладывает предпосылки высоких человеческих качеств. Особое значение для формирования духовно - нравственных и патриотических чувств у детей имеют фольклорные произведения. В своей работе с детьми я использую всю широкую палитру жанров русского и национального фольклора: прибаутки, небылицы, скороговорки, колыбельные, игровые и плясовые песни, загадки, игры, хороводы с напевами, театрализованные представления и праздники. Понимание чувства Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и окружением. Поэтому одним из первых в учебном году у нас в детском саду проводится праздник «День матери». В каждом государстве отмечают этот праздник по своим традициям, Но так же как и везде всем мамам наши дети дарят восхитительные поздравления с добрыми пожеланиями, красивые стихи, песни, открытки. Так наши ребята выражают заботу и тепло к своим мамам. В преддверии Дня рождения республики Марий Эл в нашем детском саду каждый год проводится яркий торжественный праздник, приуроченный к этому дню. Цель этого мероприятия: прививать любовь к малой родине. формировать чувства патриотизма, любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, своему Отечеству, продолжать знакомить детей с историей и культурой народа Мари. Такой замечательный праздник, как «День Защитника Отечества» всегда преобразуется в незабываемые встречи с земляками, служащими в рядах Российской Армии, а также в задорные соревнования с любимыми папами, дедушками и братьями. В честь празднования Дня Победы в Великой Отечественной Войне несколько лет назад мы сделали ежегодной традицией нашего детского сада построение Бессмертного полка и шествие к Вечному Огню. Все дети, родители и сотрудники собираются в одном строю, чтобы пронести портреты своих дедов и прадедов. Солдаты уходят, они уже не пройдут в День Победы в строю однополчан, но вместо них это сегодня сделают их внуки и правнуки. Дошкольное детство - важнейший период становления личности, и такие мероприятия способствуют развитию патриотических чувств, позволяет ребятам осознать личную причастность к жизни Родины. Каждый год мы празднуем День Космонавтики. Узнав об открытиях в области этой науки, дети проникаются чувством гордости и уважения к своей стране, ее культуре, к соотечественникам, упорно стремящихся к цели, с неиссякаемой мощью познания и горячей любовью к Земле. Работая над темой патриотического воспитания в ДОУ, мы должны помнить о том, что здоровье будущего поколения нашей страны превыше всего. В нашем детском саду проводилась и проводится, массовая оздоровительная работа – дни здоровья, открытые занятия, музыкально - спортивные мероприятия с родителями, фотовыставки достижений воспитанников. Большую помощь в проведении всех мероприятий в детском саду оказывает каждый педагог. Только совместно со всеми сотрудниками ДОУ удается донести народную мудрость, доброту, юмор в доступной для детей форме. Разработаны сценарии, собраны конспекты занятий, досугов и праздников для детей каждой возрастной группы, сделана подборка на целый год народных православных праздников с названиями, народными приметами и именинниками. 6 июня в России отмечается день рождения Пушкина. Этот праздник всегда привлекал к себе внимание общественности, праздновался на государственном уровне. Празднование дня рождения великого русского поэта очень любят дети нашего детского сада. Важным условием внедрения патриотического воспитания в ДОУ является взаимосвязь с семьей дошкольника. Сегодня эта работа актуальна и сложна, она требует терпения и такта, так как в современных семьях вопрос воспитания патриотизма не всегда считается важным и вызывает недоумение. Чтобы работа с родителями не оставалась в рамках педагогического просвещения, мы привлекаем их к процессу патриотического воспитания путем взаимодействия: включение детей и родителей в общее дело (участие в проектах, играх, конкурсах, развлечениях и праздниках). Поэтому предметом разговора с родителями должно быть обсуждение разных путей приобщения дошкольников к труду (ручному, хозяйственно-бытовому, труду в природе), к активному участию в подготовке к праздникам и отдыху. Важное значение имеют семейные экскурсии по городу, микрорайону, посещение отдельных предприятий и помещений, организации фотовыставок и рисунков и другие проекты "Дети-родители". Семейное изучение своей родословной позволяет детям понять, что семья - это ячейка общества. Итак, патриотическое воспитание в дошкольном учреждении - это процесс формирования сознательного человека, который любит свою Родину, землю, где он родился и рос, который гордится историческими свершениями своего народа, его культурой. Список литературы 1. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: Планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий/ Е.Ю. Александрова, Е.П. Гордеева, М.П.Постникова, Г.П. Попова. - Волгоград: «Учитель». - 2007. – 203 с. 2. Бондаренко Т.М. Диагностика педагогического процесса в ДОУ: Практическое пособие/ Т.М.Бондаренко. - Воронеж: ИП Лакоценин. - 2010. - 176 с. 3. Доронова Т.Н. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада/Якобсон, Е.В. Соловьева Т.И. Гризик, В.В. Гербова. - М.: Просвещение, 2011. - 111