ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НЕОБХОДИМОСТИ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ
Тазетдинова Раиля Абузаровна, воспитатель, МБДОУ №1 “Березка”, п. Джалиль Воспитать настоящего человека без любви к природе, любви действенной, подкрепляемой полезными делами, без заботы об охране природы просто невозможно. Но нередко мы бываем свидетелями того, как дети ломают деревья, портят газоны и цветы, издеваются над животными, разоряют птичьи гнезда. В чем вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения к природе? Такое поведение объясняется тем, что своевременно им не была внушена любовь к природе, не развивался и не укреплялся интерес к ней. Известно, что любовь к природе должна прививаться с раннего детства. С малых лет надо убеждать детей в необходимости гуманного, любовного отношения ко всему живому, учить их видеть красоту природы. И чем раньше ребенок познакомится с удивительным миром природы, тем раньше пробудится в нем чувство прекрасного. Одним из важных вопросов экологического воспитания дошкольников является воспитание гуманных чувств в процессе приобщения детей к природе. Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его в будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действие, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны. Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения будет не эффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов... а этого не случится, если изучать природу по картинкам и фотографиям. В любом городе, поселке есть интересные места для наблюдения природных объектов: Сейчас, как никогда, мы понимаем, что без природы нам не прожить. Природа обойдется без нас, а вот мы без нее- нет. Сохранение природа - необходимое условие существования человеческого общества. Как же заинтересовать детей? Как научить видеть, чувствовать и беречь красоту природы? Решение основных задач экологического воспитания происходит посредством различных форм и методов работы с детьми по экологическому воспитанию. · Вот формы и методы экологической работы, используемые в дошкольных учреждениях: · экологические экскурсии; · уроки доброты; · уроки мышления; · экологические кружки; · экологические конкурсы · КВН, аукционы, марафоны, викторины с экологической тематикой; · экологические акции; · обсуждения и проигрывания экологической ситуации; · трудовой десант; · "Зеленый патруль"; · клуб исследователей природы; · лаборатория юного эколога; · ведение "Панорамы добрых дел"; · ведение фенологических календарей природы; · коллекционирование природных объектов; · экологические выставки и экспозиции; · экологические музеи; · дни (недели) экологического творчества; · экологические игры (дидактические, имитационные, моделирование экосистем, соревновательные, игры-путешествия и т. д.); · экологические сказки; · экологические тренинги; · инсценирование, театрализация на экологические темы. Для воспитания бережного отношения к природе у детей необходимо подходить к этому вопросу комплексно. В данном процессе важно совместно использовать беседы, игры, музыку, изобразительное искусство, литературу и исследовательскую деятельность. Чем более разносторонним будет подход, тем больше шансов, что у детей появится интерес к природе и они научатся бережному отношению к ней. Воспитательная работа должна вестись на занятиях и на прогулках, с предоставлением теоретических и практических знаний. Вся информация должна предоставляться детям в максимально наглядном виде. Формирование бережного отношения детей к природе начинается с младшей группы, в которой ребята знакомятся с временами года и сезонными явлениями в виде снега, дождя и так далее. В средней группе дети учатся наблюдать за окружающим миром, заботиться о растениях и животных. К старшей группе у них появляется понимание, как человек связан с природой и какие поступки влияют на нее негативно, а какие приносят пользу. При этом важно, чтобы ребенок умел применять в жизни полученные на занятиях знания и понимал необходимость бережного отношения к природе. Для достижения такого эффекта воспитательный процесс должен быть целенаправленным и непрерывным. Также важно, чтобы в нем принимали участие и воспитатели, и родители ребенка. Литература 1. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ. - Волгоград. Издательство "Учитель", 2017. 2. Федосеева П.Г. Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. - Волгоград. Издательско-торговый лом "Корифей", 2008.