АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Гладких Оксана Николаевна, воспитатель, педагог дополнительного образования, МБДОУ ЦРР – детский сад «Родничок», Хохольского муниципального района, Воронежской области Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности. Финансовая грамотность — это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами. В процессе формирования финансовой грамотности у дошкольников принимают участие: родители, воспитатели и дети. Проводилось анкетирование с родителями. «Необходимо ли формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста?». Большинство родителей считают, что в дошкольном возрасте рано внедрять финансовое воспитание в образовательный процесс. Поэтому возникла необходимость проводить с родителями консультации. 1.Что означает для ребенка быть финансово грамотным? Учить ребенка быть финансово грамотным, это значит учить его: ° Как экономить деньги. ° Насколько важно ставить финансовые цели, как долгосрочные, так и краткосрочные. ° Как инвестировать свои деньги и заставить их работать на себя. ° Как создать бюджет и распределять свои деньги, чтобы хватало на все необходимые нужды. ° Как с помощью современных технологий и систем сохранять контроль над своими деньгами. ° О том, что он единственный в мире человек, который может принимать решения о своих деньгах. ° О практике пожертвований, чтобы помочь другим нуждающимся. ° Как принять решение — потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих нужд и покупок. ° Как работают банки. ° Как зарабатывать деньги и достигать своих финансовых целей. 2. Почему важно учить ребенка финансовой грамотности? Есть несколько причин, почему так важно учить ребенка управлять своими деньгами: ° Чтобы он был меньше подвержен стрессу, связанному с деньгами, когда станет взрослым. ° Чтобы он имел возможность жить с комфортом. ° Чтобы он не жил с Вами, когда уже станет взрослым, только потому, что он не может позволить себе жить самостоятельно. ° Чтобы у него была лучшая жизнь, чем у Вас. 3. Когда учить ребенка финансовой грамотности? До школы. В дошкольном возрасте можно научить ребенка самой концепции денег — иными словами, что такое деньги и зачем они нужны. Можно поговорить с ними о значении различных монет и бумажных денег. Научить их тому, что деньги используются, чтобы покупать вещи. Игра в магазин является простым способом преподавания концепции денег для детей младшего возраста. 4. Когда стоит разговаривать с ребенком о деньгах? ° Когда он получает подарок. Это самое прекрасное время, чтобы поговорить с ним об экономии денег. Действительно, получив подарок, ребенок может отказаться от других планируемых покупок и сэкономить некоторые средства. Можно помочь ребенку спланировать, каким образом он будет экономить и для чего он будет это делать. ° Когда Вы пользуетесь банкоматом. Банкомат — это волшебный ящик, который выдает деньги, когда Вы вводите секретный код. Как бы не так! Но дети думают именно таким образом! И нужно обязательно поговорить с ними о том, что такое банкомат и как он работает. Это отличная возможность поговорить о заработке, экономии и принятии решений о расходах. ° В магазине. Это идеальная возможность объяснить ему о составлении бюджета. Рассказать о том, что различные вещи стоят по разному. Можно попросить ребенка помочь сравнить цены и найти самый дешевый вариант. ° Оплата счетов и квитанций. Это также хорошая возможность для разговора с ребенком о различных способах экономии денег, почему это важно и для чего это стоит делать. Например, нужно выключать свет, когда он покидает свою комнату, это приводит к экономии энергии, а сэкономленные деньги можно будет потратить во время семейного отпуска. Содержание образования по финансовой грамотности дошкольников. Деньги Потребности и возможности Бюджет семьи. Доходы и расходы. Труд. Профессии. Задачами раздела «Деньги» являются: ° уточнение и формирование представлений детей о деньгах (бумажные и металлические, валюта); ° воспитание правильного отношения к деньгам как к предмету жизненной необходимости (деньги как средство удовлетворения основных жизненных потребностей, как средство купли-продажи); ° уточнение понятия рекламы как неотъемлемой части современного мира, как двигателя торговли. Задачи раздела «Потребности и возможности»: ° в формировании у детей представлений о разнообразии потребностей и ограниченности возможностей их удовлетворения; ° в формировании представлений о потребностях в экономических (жилище, еда, одежда) и духовных (общение, дружба, любовь, забота) благах; ° в воспитании умения делать выбор из постоянно возникающих возможностей. Задачи раздела «Бюджет семьи. Доходы и расходы» ° формирования у детей представлений о бюджете семьи, источниках доходов, расходах; ° формирования и развития представлений о банке и необходимости делать накопления; ° формирования бережного отношения к вещам как продуктам человеческой деятельности; ° развития представлений о таких нравственных качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность; ° формирования адекватного отношения к богатству и богатым людям, уважения к людям, занимающимся благотворительностью и спонсорством. Задачи раздела «Труд. Профессии»: ° формирование у детей понимания того, что каждая вещь, окружающая нас, - это результат труда людей; ° воспитание уважения к людям, которые трудятся и зарабатывают деньги; ° расширение и углубление знаний детей о разнообразии профессий; ° поощрение в детях желания трудиться, помогать своей семье. 6 Основная форма обучения финансовой грамотности является игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника. Учение в дидактической игре - появляется уже в дошкольном возрасте. К.Д. Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим. Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что: 1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности. 2. Сначала зарабатываем – потом тратим. Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить. 3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести. Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник. 4. Деньги любят счет. Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги. 5. Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде. 6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса. Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях. 7. Не все покупается. Прививаем понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь. 8. Финансы – это интересно и увлекательно! Сказка – как средство экономического воспитания дошкольника. Сказка - источник мудрости - с древнейших времен применяется как уникальный инструмент для воспитания детей. Ведь недаром говорится: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». «Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности (Джанни Родари). Финансовые отношения отчётливо прослеживаются в сказках и мультфильмах: 1. Сказка о рыбаке и рыбке. (А.С. Пушкин); 2. Муха-Цокотуха. (К. Чуковский); 3. Бобовое зёрнышко (русская народная сказка); 4. Лиса и тетерев (русская народная сказка); 5. Лёгкий хлеб (мультфильм, 1987); 6. Цикл мультфильмов о приключениях в Простоквашино. 7. Серии мультфильма «Смешарики» под названием «Азбука финансовой грамотности» 8. Серии мультфильмов «Фиксики»: ° Деньги; ° Копилка; ° Как делают деньги. 9. «Богатый бобрёнок» 10. «Азбука денег. Уроки тётушки Совы». Анализируя все вышеизложенное, можно сделать объективный вывод о необходимости планомерного экономического воспитания детей. Рассмотренный вариант наглядно показывает целесообразность применения игр с использованием экономических моментов не только в дошкольных учреждениях, но и в семье. Хочу подчеркнуть, что решение проблемы приобщения детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи.