ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Замиралова Екатерина Андреевна, воспитатель, МАДОУ д/с №185 Город Тюмень Условия разрешения конфликта у детей старшего дошкольного возраста - это план действий, направленных на реализацию поставленной цели - разрешить конфликт с учетом интересов каждого ребенка и наименьшими потерями для каждого [1]. По мнению А.Я. Рояк, Т.И. Юферова, педагогическими условиями разрешения конфликта у детей старшего дошкольного возраста является организация специальных знаний, направленных на формирование сплоченности и сотрудничества, обучение эффективным способа общения, формирование способов снятие конфликтности у детей; включение в игры жизненных ситуаций и способов выхода из них; демонстрирование детям различных стратегий поведения в конфликтных ситуациях и способов выхода из них [5]. Реализация педагогических условий разрешения конфликта среди детей старшего дошкольного возраста осуществляется с помощью следующих средств: сюжетно-ролевые игры (в том числе и с наличием проблемной ситуации); имитационные игры (имитирующие в том числе какой-либо человеческий процесс); интерактивные игры (игры на взаимодействие); социально-поведенческие тренинги (направленные на обучение модели конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации); обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них; психогимнастика для распознания эмоциональных состояний чтение и обсуждение художественных произведений; просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий; дискуссии позволяющие ребенку осознать цель и мотивы собственных действий и действий сверстников. Из перечисленных средств, направленных на разрешение конфликтов между детьми, для нас наиболее значимым представляется игровой тренинг. Игра в развитии ребенка приобретает с самого рождения большое значение. Благодаря играм, дети учатся доверять самим себе и окружающим людям, распознавая, что следует принять, а что отвергнуть в этом мире. Главное предназначение игр - это развитие ребенка, коррекция того, что в нем заложено и выявлено, и что выводит его на творческий путь[6]. По мнению Р.Р. Калининой, игровой тренинг является фундаментом для любой дошкольной деятельности. Информация, которую получают дети при изучении того или иного предмета, становится не только целью его изучения, но и средством для развития ребенка как творческой личности. Методика игрового тренинга направленная на разрешения конфликтных ситуаций основана на системе игровых упражнений, которые включают сюжетно-ролевые игры (в том числе и с наличием проблемной ситуации); интерактивные игры (игры на взаимодействие); эмоциональные игры (обсуждение различных чувств); игры драматизации (обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них) [2]. Автор утверждает, что наиболее важны ролевые игры (ролевая гимнастика, включающая ролевые действия и ролевые образы, и психодрама), которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе. К основным нарушениям ролевого развития у детей обычно относят ролевую ригидность - неумение переходить из роли в роль, ролевую аморфность - неумение принимать любую роль, отсутствие ролевой креативности - неумение продуцировать новые образы, принятие патологических ролей. Игры и задания, направленные на развитие произвольности, осознание таких понятий, как «хозяин своих чувств» и «сила воли». Интерактивные игры, направлены на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и обеспечивать другого вербальными и невербальными «поглаживаниями»; игры и задания, способствующие углубленному осознанию сферы взаимодействия; обучающие умению сотрудничать. Эмоциональные игры предполагают групповое обсуждение различных чувств: радости, обиды, гнева, страха, печали, интереса (как необходимый этап для обсуждения используются детские рисунки, выполненные на темы чувств. При этом на стадии рисования иногда исследуются и обсуждаются чувства и мысли, которые не удается раскрыть в процессе вербального общения). В таких играх происходит тренировка общих способностей невербального воздействия детей друг на друга (эмоциональные проявления и контакты - пантомимы). В эти упражнения включаются обмен ролями партнеров по общению и оценка эмоций. Главным инструментом, которым овладевает ребенок, выполняя данные упражнения, являются умение сопереживать, освобождаться от эмоциональной напряженности, свободно проявлять эмоции, активно общаться. Игры-драматизации - обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них. Их преимущество состоит в том, что персонажи игр становятся сами дети. В ходе игры дети не только получают удовольствие от познания окружающего мира, но и при этом учатся управлять собой. Участие детей в игре является добровольным. Элементами игры выступают специальные упражнения, объединенные в группы и направленные на развитие умений произвольной регуляции в различных сферах деятельности. Каждое упражнение включает фантазию (мысли и образы), чувства (эмоции и переживания) и движение ребенка [2]. А.А. Романов убедительно показал, что элементы психологического тренинга позволяют воссоздать и проиграть реальную ситуацию, окружающую ребенка, а также найти выход из нее как с положительным, так и с отрицательным результатом. В данном случае ребенок наглядно может убедиться в том, что в любой ситуации можно найти несколько вариантов решений. Причем ребенок сам может повлиять на исход ситуации, выбирая для себя наиболее подходящий [4]. Л.Я. Коломенский выделяет педагогические условия разрешения конфликта среди детей старшего дошкольного возраста: создание и поддержание в группе детей здорового нравственно-психологического климата, который проявляется в уважительном отношении к личности, ее достоинствам и индивидуальности; в развитие самокритичности и самоконтроля, доброжелательности; в организации продуктивной деятельности при высоком авторитете воспитателя; развитие положительных межличностных и межгрупповых взаимоотношений [3]. По мнению Л.Я. Коломенского, воспитатель должен заметить нежелательные поведенческие тенденции и перестроить их не приказным порядком, а психологическим путем используя совместные игры и занятия. Очень важен личный пример воспитателя, который избегает суждений и оценок, ущемляющих достоинство ребенка (оценки должны касаться только поступков детей). Анализ психолого-педагогической литературы показал, что процесс разрешения конфликтов у старших дошкольников может осуществляться более успешно, если: · Средством обучения разрешения конфликтов будет выступать специальный игровой тренинг. Программа игрового тренинга, будет учитывать индивидуальные особенности детей и направленные на обучение эффективным способам общения, снятия конфликтности у детей в общении со сверстниками; · В содержание организационной образовательной деятельности игрового тренинга будут включены жизненные ситуации, создающие возможность ребенку увидеть негативные качества собственной личности со стороны; · В ходе организационной образовательной деятельности игрового тренинга демонстрируется различные стратегии поведения в конфликтных ситуациях и способов выхода из них. Библиография 1. Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: пособие для практических работников ДОУ [Текст] / В.Я. Зедгенидзе. – М.: Айрис – пресс, 2006. – 112с. 2. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. [Текст] / Р.Р. Калинина - СПб.: Речь, 2001. – 143с. 3. Коломинский Я.Л. О взаимоотношениях в группе детей. [Текст] // Дошкольное воспитание. – 1986, №1. – С. 23-25 4. Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей. Диагностические и коррекционные методики. [Текст] / А.А. Романов – М.: Школьная пресса, 2003. – 144с. 5. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. [Текст] / А.А. Рояк - М., 1988. – 365с. 6. Семенака С.И. Уроки добра. [Текст] / С.И. Семенака - М.: Арки, 2003. (Развитие и воспитание дошкольника). – 112с.