ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ
Хужахметова Гузалия Ильязовна, воспитатель, ГБОУ СО «Санаторная школа-интернат г. Петровска», г. Петровск Социально - культурная среда, окружающая каждого человека на всех возрастных этапах его жизни, оказывает самое прямое и непосредственное воздействие на возникновение и формирование сознательного осмысления им своего пребывания в данном обществе. Социально-педагогические и психолого-педагогические исследования, проведенные среди подростков, говорят о тревожном положении в системе социально-культурного воспитания подрастающего поколения, достаточно слабой обеспеченности условий для духовного развития, утрачиваемой связи поколений, низком уровне развития ценностных ориентаций. В условиях качественного обновления во всех сферах жизни современного общества необычайно возросла роль нравственности. Личность и общество – два исторически конкретных субъекта морали. В процессе своего взаимодействия они осуществляют нравственную деятельность, создают, осваивают, хранят и передают нравственную культуру. Мораль не передается человеку путём наследования генов. Передача личности основных ценностей нравственной культуры общества является социальным процессом. Социальная среда – это окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования; является сложным, постоянно меняющимся организмом. Дети вливаются сразу в несколько социальных групп – семью, общину, социальный класс, расу или этнос, религиозную группу. Представители каждого из этих групп разделяют общие взгляды, верования и ожидания, придерживаются определенных моделей поведения. Эти общие ценности формируют культуру данной группы. Подростковый возраст наиболее восприимчив и подвержен влиянию социальной среды, а особенно – открытой микросреды, окружающей подростков вне официальных, государственно-учрежденных институтов. Это объясняется тем, что в период данного возраста происходит гражданское становление личности, осознание и усвоение норм человеческих взаимоотношений. Подросток придает особую значимость личностному утверждению в социальной деятельности, которая воспринимается им как способ войти в мир взрослых на правах «равных». Социально – экономическая ситуация страны существенно влияет на психологический облик молодых людей. Подростки больше всех страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, теряя, при этом, необходимую ориентацию. Вместе с тем, у молодых людей остро встает вопрос о занятии определенного положения в обществе, о путях самореализации. Современные подростки не доверяют социальным и нравственным идеалам общества, обладают несформированными альтернативными ценностями, в соответствии с которыми можно планировать свою дальнейшую жизнь. Неравномерность влияния различных сфер, факторов микросреды на формирующееся сознание ребенка, отсутствие одинакового и постоянного влияния семьи, школы, двора, улицы на личность на различных стадиях возрастного развития, неравномерность развития различных сторон индивидуального сознания подростка придает определенное своеобразие поведению личности в различных многоплановых микросоциальных условиях. Характерной особенностью микросоциума как сферы воспитания является одновременная непосредственная причастность к этому процессу всех основных групп воспитателей, социальных институтов. Установление взаимодействия в деятельности воспитателей, единого подхода на личностном уровне является определяющим показателем результативности воспитательных усилий. Являясь сферой непосредственного соприкосновения педагогов-профессионалов, общественно-воспитательных сил с семьей, микросоциум представляет особую ценность для обеспечения взаимосвязи семейного и общественного воспитания, взаимодействия всех социальных институтов. В этой среде они наиболее естественным образом объединены между собой не только по целям и задачам воспитания, но и по месту и времени их реализации. Сфера взаимоотношения ребенка с родителями на протяжении всего периода взросления остается значимой и оказывает сильное влияние на формирование его личности. В ходе взросления отношение подростка к родителям и семье меняется. В подростковом возрасте эти изменения происходят интенсивно и особенно заметно. Этому способствует: - созревание когнитивных и эмоциональных функций, которое ведет к тому, что молодые люди могут использовать новые способности в форме критики, сомнений и противодействия ценностям, установкам и образу действий взрослых. Часто это ведет к конфликту с родителями, особенно, если в семье господствует авторитарный и ограничительный стиль воспитания; - перенос центра социализации из семьи в группу сверстников, которая в значительной степени замещает родителей; - ослабление эмоциональных связей с родителями, замена их взаимоотношениями со многими людьми, менее влияющими на личность как целое, но формирующими определенные формы ее поведения. Особую роль здесь играют особенности, связанные с внешним видом и производимым впечатлением. В социально – бытовой среде, в семье, сфере ее более широкого социального общения и культурного развития протекает основная часть досуга взрослых и детей. Отсутствие необходимого круга общения отрицательно сказывается на реализации притязаний школьников (особенно подросткового возраста) в плане их повышенной взрослости, что нередко приводит к конфликтам, разрыву между подростками и взрослыми. Очень важно проявлять со стороны взрослых больше внимания, понимания, уважения к личности подрастающего поколения. Развитие социальной активности как общественного качества человека зависит от возможности для проявления инициативности, самостоятельности, самодеятельности, элементов творчества, многообразия связи и общения индивида, частоты нахождения в ситуации выбора, принятия решения. Для подростка микросоциум может быть своеобразным тренингом, позволяющим ему (при условии педагогически направленной инфраструктуры этого социума) упражняться, отрабатывать качественные характеристики социальной активности, формировать опыт общения, отношений и социального поведения в реальных условиях и ситуациях. В настоящее время понятие «культура» чаще всего употребляется в значении просвещенности, образованности, воспитанности человека. Самореализация человека осуществляется в культуре. Личностный процесс – это процесс культуры. Личность в культуре не просто приспосабливается к окружающей среде, а сама создает свой собственный «микромир». В определенных сферах развития культуры младшее поколение является более адаптированным и активно взаимодействует с изменяющейся средой. Стать личностью – значит не только освоить достижения культуры человечества, но и выработать собственные отношения-знания к ней, иметь свои суждения, убеждения, идеалы, следовать им в повседневной жизни. В данном случае необходима активизация социально-педагогических воздействий на формирование активной гражданской позиции, определенной социальной мобильности, гуманистического мировоззрения, нравственно-этических идеалов подрастающего поколения. Образовательно-воспитательная система выступает своеобразным инструментом эволюции культурной среды. Институты, факторы и субъекты социализации представляют ее внешнюю сторону, а содержание знаний, норм, ценностей, педагогических концепций, теорий – внутреннюю. Уровень сформированности ценностных ориентаций подростков может служить критерием оценки нравственной культуры, а также определения жизненных перспектив личности. Социально-культурная среда – это реальная действительность макро - и микроусловий жизнедеятельности и развития личности, изменяемая действиями и поступками самого человека в процессе его творческого и духовного роста, приобщения к культурным ценностям, формирования нравственной и духовной культуры. Социально-культурная среда способствует созданию определенной предпосылки для успешности социального и профессионального самоопределения подростков, реализации их жизненных планов. Данная проблема рассматривается в работах Н. А. Бердяева, А. А. Галочкина, Н. В. Кирий, Е. А. Климова, Н. И. Орлянской, Н. С. Пряжникова, С. И. Тюшляевой, С. Н. Чистяковой и др. В работах Ю. И. Кузнецовой, В. Ю. Львовой, В. Я. Михайленко и др. сделаны попытки обосновать формирование экологической культуры в учебно-воспитательном процессе, ценностного отношения к экологическим знаниям, формирование жизненных и профессиональных планов школьников в условиях экологического образования. Рассмотрение социально-культурных аспектов формирования ценностных ориентаций подростков привело к выявлению ряда противоречий и несоответствий в социокультурной практике, требующих научного решения: · возрастающие образовательные и культурные потребности подрастающего поколения не удовлетворяются реальной структурой и содержанием деятельности социально-культурных институтов; · социально-педагогический потенциал досуговой сферы в повышении культурного уровня подростков сдерживается недостаточным ресурсным обеспечением; · формирование ценностных ориентаций подростков затруднено слабыми духовными и нравственными ориентирами на современном этапе развития общества. Следовательно, необходимо конструктивное решение обозначенных проблем, позволяющее в значительной мере способствовать продуктивному гуманистическому влиянию социально-культурной среды на формирование ценностных ориентаций подростков не только на современном этапе развития российского общества, но и в перспективе на будущее.