ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Логинова Ольга Казимировна, воспитатель Мальцева Елена Алексеевна, воспитатель ООО «Развитие», г. Воронеж Качественное обновление современного дошкольного образования определяется новой гуманистической парадигмой, актуализирующей интерес к развитию и саморазвитию личности ребенка. Проблемы познавательного развития в период дошкольного детства определяются поиском инновационных педагогических средств при организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. В настоящее время наряду с традиционными средствами, приоритетными в данном направлении, являются информационно- коммуникативные технологии, выступающие в качестве эффективного средства активизации процесса обучения. Применение современных информационных технологий позволяет разнообразить образовательную деятельность, сделать её нетрадиционной, яркой, насыщенной; способствует использованию усовершенствованных способов подачи нового материала. В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания. Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно- образовательный процесс в ДОО и повысить его эффективность. Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Практика показала, что при этом значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышает уровень познавательных возможностей. Использование новых непривычных приемов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Возможности компьютера позволяют увеличить объем предполагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи. В форме обучающей игры с детьми дошкольного возраста можно проводить любые занятия: математику, путешествие по стране, городу, развитие речи, конструирование, рисование и др. Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы. Это наглядность, дающая возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу. Также в качестве мультимедиаресурсов выступают видеофрагменты. Задача разного рода слайд-шоу и видеофрагментов – показать детям те моменты окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения (например: полет ракеты). Для детей дошкольного возраста актуальным является использование цифровых технологий в фотосъемке. Дело в том, что, включив в слайд-шоу или презентацию в качестве вариативной наглядности объект, хорошо знакомый ребенку, запускаются сразу несколько психических процессов. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей Таким образом, со значительной долей уверенности можно утверждать, что использование ИКТ в работе с дошкольниками – одно из эффективных средств подготовки ребенка к обучению в школе. Использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования. Литература: 1. Горвиц, Ю. М. Зачем нужны компьютеры в детском учреждении // Информатика и образование. — 1994. — № 3. — С. 99–103. 2. Дошкольник и компьютер /Под ред. Л.А. Леоновой. – М., 2004.