ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛАХ
Панина Людмила Олеговна учитель английского языка МБОУ СОШ №47 г. Новосибирск Урок-форма организации учебной работы в школе, при которой учитель занимается в рамках точно установленного времени с постоянным составом учащихся (классом) по твердому расписанию, используя разнообразные методы для достижения намеченных им дидактических задач в соответствии с требованиями учебной программы. Особенность новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. (системно-деятельностный подход) Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Одним из требований к уроку по ФГОС является мотивация. Учитель должен сформировать интерес (как самый действенный мотив) как к процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата. Мотивация стимулирует интерес учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания (перед вами некое высказывание, переведите его, опираясь на уже имеющиеся у вас знания, словарный запас или воспользуйтесь словарем). Выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения способствует самоопределению школьника, которое основывается на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности в его изучении и постановки личностно значимой цели деятельности.
Главной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие коммуникативной компетенции, развитие личности ребенка, желающей и способной к участию в межкультурном общении на иностранном языке и в дальнейшем способной к самосовершенствованию. Используя на уроках различные приемы мотивации, мы развиваем личностные и познавательные УУД.
Мотивация — это установка на деятельность. В результате деятельности формируется критическое мышление и создается установка на непрерывное обучение в течение всей жизни. Основными методами мотивации, на мой взгляд, в начальной и средней школах, являются методы интерактивности, наглядности, занимательности, «метод проблемной задачи». Рассмотрим основные приемы в рамках этих методов для следующих параллелей учащихся: 1. 2-е классы; 2. 3 и 4-е классы; 3. 5-е классы. Я не просто так 2-е классы выделила в отдельную группу. Изучение языка начинается именно со второго класса и мотивация очень важна для «маленьких» учеников. На уроках второго класса я использую знакомые ребятам по другим урокам, методы и приемы: 1. Забавные рифмовки под музыку. Например, знакомая многим мелодия для стишка Five little monkey jumping on the bed. Этот стишок очень помогает в теме счет. Числа можно подставлять любые. Учащиеся в легкой, непринужденной форме учат счет. Ребятам интересно-мотивация возрастает. 2. Раскраска-знакомый с раннего детства прием. Я использую раскраски для закрепления темы «Фонетика». 3. Чтение новых слов и предложений с использованием уже имеющихся знаний (алфавит, фонетика) Если перед учащимися слово, которое они затрудняются прочитать, я прошу начинать рассуждение, применяя знания фонетики, ребенок выстраивает логические цепочки. (смотрим на слова-определяем тип чтения-применяем правила фонетики-читаем слово) На уроках для 3 и 4 классов стоит задача накопления словарного запаса, диалоговых навыков, навыков аудирования и дальнейшего повышения мотивации. 1. Умение вести диалог по заданной теме. Например, перед учащимися на столе учебные принадлежности одноклассников. Его задача, задавая вопросы и на основе ответов, выяснить чьи это предметы: A: Whose pencil case is this? B: This is my pencil case! A: Is your pencil case blue? и т.д. 2. Скороговорки, стихотворения, чтение дополнительных текстов — все это приемы мотивации детей искать и совершенствовать новые знания; 3. Интерактивные упражнения для доски (я использую банк учебных ресурсов Wordwall). Они интересные, современные, яркие, сопровождаются музыкальными заставками. Здесь можно найти задания практически по любой теме и для любого класса, кроме этого упражнения может создавать сам педагог; 4. Дети 3-4-х классов охотно участвуют в массовых мероприятиях. Они с удовольствием учат стихи (фильм к 8 марта, Talent show). В рамках подготовки к конференции «Мое первое открытие» вся параллель 4 классов читали английские народные сказки, пересказывали их на английском языке, обсуждали героев. Для выступления на Talent show было выбрано стихотворение Р.Л. Стивенсона “My kingdom”, оно прозвучало и на «День успешного ученика». Наблюдая за успехами своих одноклассников, учащиеся стремятся «также» учиться. Успехи друг друга мотивируют детей. Учащиеся 5 классов — это, на мой взгляд, отдельная категория учеников. У них накоплен хороший запас знаний и умений, которые теперь нужно развивать, добавляя к этому новое. 1. Интерактивные упражнения на доске по-прежнему интересны, познавательны и незаменимы на уроках; 2. Фильмы на английском языке (мы смотрим подборку фильмов «Our planet») с английскими субтитрами. Субтитры дети во время пауз читают и переводят с опорой на известные им слова. В противном случае на уроках используются словари. Бумажный словарь способствует развитию навыков поисковой деятельности. 3. «Проблемный вопрос». Перевести фразу, опираясь на ключевые слова. На доске дается выражение на английском языке с подчеркнутыми словами. Задача: найти значения слов в словаре и сделать художественный перевод всей фразы. Например: · “Foggy Albion» is the name of the British Isles. Got it thanks to the white cliffs of Dover, located on the south coast. · Each person has hands, feet and 168 hours a week to do all the things they truly want to do. · For more than 300 years French has been the official language in the UK. Even on the emblem, the inscription is made in French meaning “Got and my right”. Кроме этого, я предложила детям принести свои фразы, предложения, стихи, которые они бы хотели перевести. Учащиеся начали готовить к каждому уроку задания для своих одноклассников (в начале урока записывали их на доске, в конце урока все вместе их переводили, пользуясь словарем). 4. Синквейн. В конце урока предлагаю учащимся выразить свое отношение к прошедшему уроку в форме синквейна. Ученики в тетрадях пишут 5 строчек: 1) Название темы; 2) Описание темы двумя прилагательными;3) Описание действия в рамках темы 3-мя глаголами; 4) Фраза из 4-х слов, показывающая их отношение к теме; 5) Синоним, повторяющий суть темы. 5. Еще один прием мотивации, который я использую-виртуальные экскурсии. После изучения темы At the zoo мы отправились на экскурсию в лондонский зоопарк на английском языке. В моей статье представлены основные приемы и методы мотивации, которые я уже использую на уроках. Безусловно, любую мотивацию необходимо поддерживать, поэтому методов огромное множество и их необходимо менять как можно чаще. Наша основная задача-способствовать развитию самостоятельной личности ученика, дать им вектор направления. Давайте научим детей учиться!