Конференции

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Воробьева Татьяна Михайловна,
Методист, педагог дополнительного образования
МБУ ДО «ЦВО «Творчество» г.о. Самара
1. Проблема творчества
Проблема творчества сегодня – одна из центральных в нашем обществе.
К сожалению, современное образование, как правило, развивает в детях только одну сторону – исполнительские способности, а более сложная и важная сторона – развитие творческих способностей учащихся – отдаются воле случая и у большинства детей остаются на низком уровне. И это несмотря на то, что у каждого ребенка заложена потребность в творчестве, как утверждает Б.П. Никитин.
В дополнительном образовании дела обстоят несколько иначе. Практика показывает, что здесь обучение сводится не только к заучиванию определенного количества учебного материала, но все знания получаемые ребенком имеют выход на практику, активно применяются в конкретной практической творческой деятельности.
Новая социокультурная ситуация, развитие рынка образовательных услуг в последние годы дали мощный импульс развитию учреждений дополнительного образования.
В настоящее время большая ответственность ложится на педагога, работающего в учреждении дополнительного образования и предлагающего ребенку дополнительные образовательные услуги. И, особая ответственность, на педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и с особыми образовательными потребностями.
Время требует от современной педагогики разработки нового поколения общеобразовательных программ по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, ориентированных на совершенствование содержания дополнительного образования, применения в педагогическом процессе современных образовательных технологий широкого спектра.
Цель программы – создание условий для оптимального развития личности учащегося с ограниченными возможностями здоровья для его успешной бытовой, трудовой, социальной реабилитации и адаптации в современных условиях.
Данная программа – один из путей реализации конституционного права на образование наибольшего количества детей с нарушениями развития. В этом и заключается её педагогическая целесообразность.
Актуальность программы состоит в том, что она, соответствуя СФГОС, позволяет детям с ОВЗ реализовать свой личностный потенциал и удовлетворить как общие с нормально развивающимися детьми, так и особые образовательные потребности, заданные характером нарушения их физического и психического развития.
В свете современных подходов к образовательной деятельности Программа направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а именно на:
Ø формирование культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся;
Ø создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
Ø социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
Ø обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания учащихся;
Ø выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
Ø профессиональную ориентацию учащихся;
Ø формирование общей культуры учащихся.
Учащийся с ОВЗ в результате освоения программы должен получить знания:
Ø о человеке – практика осмысления происходящего с самим ребенком и другими людьми, личного взаимодействия с окружением;·
Ø в области искусств – практика художественного ремесла и художественного творчества в обустройстве быта;
Ø о практике жизни в социуме.
Для достижения поставленной цели педагогу необходимо решить главную из задач: воспитать личность, со значительным творческим потенциалом, социально активную, умеющую включаться в различные виды общественно-полезной деятельности, проявлять инициативу, любознательность и нести ответственность за развитие сохранных функций своего организма.
2. Проблемы и противоречия, выявленные педагогом при реализации программы
Общеизвестно, что составляющими основными качествами творческого потенциала личности являются следующие способности – любознательность, вера в себя, постоянство, амбициозность, слуховая, зрительная память, стремление быть независимым, способность абстрагировать, сосредоточенность.
Однако при решении задач творческого развития обучающихся с ОВЗ в ходе образовательного процесса педагогом, на самом первом году реализации программы, были выявлены противоречия между желаемым результатом (ребенок со значительным, высокоразвитым творческим потенциалом) и реальной ситуацией.
При этом в содержательной части программы были отмечены недостатки – сухость, приземленность и утилитарность учебных задач программы по социально-бытовой ориентировке детей с ОВЗ не позволяли им в полной мере проявлять свою креативность.
Поэтому в содержание программы было предложено ввести декоративно-прикладное направление и народные промыслы: вязание на ручных вязальных машинах, бисероплетение, вышивка бисером и нитями. При этом были изменены и дополнены материально-технические, научно-методические условия, обеспечивающие достижение новых образовательных результатов. Кабинет оснащен вязальными машинами, компьютерами для расчетов изделий и выполнения технологических карт, учебных пособий, приобретены пряжа, бисер и необходимые принадлежности. При изучении растительного и животного мира теперь даже дети-дошколята могут выразить свои знания и умения в творческой деятельности по созданию цветов, деревьев, различных зверушек, бабочек. А при изучении дизайна предметов быта, одежды и аксессуаров учащиеся вяжут, вышивают, декорируют демонстрируя сформированность образовательных технологических, коммуникативных и др. компетентностей в проектной деятельности.
В рамках данной программы теперь осуществляется педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями реально мотивирующая их высокую познавательную активность, так как данный педагогический процесс стал для учащихся максимально привлекательным, эффективно развивая ребенка в творческой декоративно-прикладной деятельности.
В условиях организации педагогического процесса также были выявлены негативные составляющие, которые не позволяют детям с ОВЗ поверить в свои возможности и творчески проявить себя. Виной этому является определенная отчужденность детей с ОВЗ от коллектива здоровых сверстников.
Анализ условий в основном педагогическом процессе показал, что такой низкий творческий потенциал имеют дети, занимающиеся в группах по 4 человека. В совместном обсуждении данной проблемы с администрацией ЦВО были предложены пути исправления этой ситуации - частично изменены организационные условия и форма проведения занятий, они стали проводиться индивидуально с детьми с особыми образовательными потребностями и малыми группами по 2 человека. Естественно, были скорректированы нормативно-правовые документы Отдела реабилитации, (положение формах обучения - групповом и индивидуальном и др.) позволяющие педагогу реально осуществлять на практике личностно-ориентированное образование детей с ОВЗ, выстраивать индивидуальные образовательные маршруты ребенку в содержательном поле программы. Мониторинг результатов освоения обучающимися образовательной программы такими детьми показал:
Ø более устойчивый познавательный интерес ребенка к изучаемому предмету,
Ø положительную динамику по параметрам: обученность, креативность,
Ø хорошее психологическое состояние ребенка на занятии и позитивную ориентацию учебно-воспитательных взаимодействий в отношениях между педагогом и ребенком с ОВЗ.
Ø удовлетвореность родителей и учащихся качеством образовательных услуг.
3.Теоретические основы формирования креативности
Абсолютно убеждена, в том, что успеха в деятельности по развитию творческой личности педагог достигает гораздо быстрее, если он хорошо знаком с теоретическими основами развития творческого потенциала личности и изучает ребенка, используя широкий спектр диагностических методик. Диагностический подход к определению уровня творческого развития личности позволяет приблизиться к познанию такого уникального явления, как творчество растущей и развивающейся личности ребенка.
Получив информацию о каждом из воспитанников, педагог может сделать не только количественный, но и качественный анализ состояния творческого развития своих воспитанников. Это позволяет ему пересмотреть условия педагогической деятельности, творчески подойти к отбору форм, методов, приемов, способов, средств обучения и воспитания, успешно реализовать поставленные цели и задачи дополнительной общеразвивающей программы. По итогам полученной информации педагог может качественно планировать образовательную и воспитательную деятельность, направленную на развитие творческого потенциала обучающихся. Полученная информация позволяет педагогу грамотно вносить необходимые соответствующие изменения в содержание образовательной программы и в условия ее реализации, в планирование и организацию творческих конкурсных мероприятий, организацию педагогической поддержки обучающимся.
О творчестве написано много и на сегодняшний день уже есть работы, в которых не только раскрывается сущность понятия творчества, но и предлагается простой, доступный, легкий в использовании и достаточно надежный инструмент по выявлению уровня творческого развития личности ребенка школьного возраста. Например, учебно-методическое пособие для педагогов, работающих в образовательных учреждениях детей «Творческое развитие личности воспитанника и педагогическое диагностирование его уровня в детском образовательном учреждении». Составитель: к.п.н. Макарова Т.Е. Самара: Изд-во СамГПУ, 2002. -84 с.
Изучив данную работу и проанализировав другую психолого-педагогическую литературу, я эффективно использую изученную информацию в диагностике детей с ОВЗ для решения проблем развития их творческого потенциала.
В своей деятельности я как педагог ДО учреждения дополнительного образования по народным промыслам детей не только выявляю и формирую общие творческие способности и качества личности, но для меня важна ориентация на подготовку ребенка к деятельности в совершенно конкретной области человеческой жизни – художественной декоративно-прикладной. Для меня важно выявить, насколько выражены у ребенка с ОВЗ способности к избранной области деятельности, чтобы в процессе общения с ним оказывать действенную помощь в становлении и развитии устойчивых профессиональных интересов, развитии творческих способностей.
Анализ творческой деятельности человека показывает, что каждый индивид является в чем-то оригинальным и творческим в конкретном своем проявлении, и именно в этом и состоит значение индивидуальности, каждый может найти свою собственную возможность для позитивной, конструктивной работы в какой-либо сфере деятельности.
Это позволяет нам сделать выводы, что творческая деятельность и активность присущи человеку, нужно только помочь ему найти и раскрыть себя в той сфере, в которой он сможет проявить себя наиболее ярко, с максимальной пользой, как для себя, так и для общества.
Следовательно: творчество – это высшая форма деятельности человека, суть человеческого способа бытия в мире и это всегда воплощение индивидуальности. Творчество – это форма самореализации личности; это возможность выразить свое особое, неповторимое отношение к миру.
Именно в школьные годы наступает критический период детской креативности (от лат. Create – творить, создавать. Поэтому очень важно уметь раскрыть, сформировать способности к творчеству у каждого человека. Как отмечает известный отечественный И.П. Волков, единственно правильного, объективного толкование творческой деятельности, приемлемого для всех случаев, дать нельзя, так как проявление человеческой настолько многообразно, что сколько-нибудь четкой границы между творческой деятельностью и высоким уровнем мастерства для всех случаев провести просто нельзя. И уж, конечно, толкование понятия «творческая деятельность» применительно к взрослому человеку и ребенку школьного возраста будет различным. Согласно, например, Б.М. Теплову, «творческой деятельностью в собственном смысле этого слова называется деятельность, дающая новые, оригинальные продукты высокой общественной ценности».
Конечно, ребенок школьного возраста и тем более ребенок с ОВЗ не может создавать продукты, имеющие общественную новизну и значение. Поэтому такое определение творческой деятельности для образовательного учреждения детей принято быть не может.
Мы исходим из того, что творчество ребенка – это создание оригинального продукта, изделия, решение задач, сочинение сказок, стихов, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, в том числе осуществлен их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создание нового для ученика подхода к выполнению образовательной задачи.
Такой подход позволяет нам утверждать, что существует метод творчества, ему можно и нужно обучать, создав для этого необходимые условия.
Обучающая творческая деятельность, по утверждению И. П. Волкова, это такая деятельность, которая способствует развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности, инициативности, быстрой обучаемости, смекалке и изобретательности, стремлению добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы, самостоятельности в выборе и решении задачи, трудолюбию, способности видеть человека, общее в различных и сходных явлениях и т.д.
Отметим некоторые характеристики творческой личности. «Творческие способности личности, - как отмечает Б.П. Никитин, - это такие особые качества ума, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимость, закономерности и т.д.».
Творчеству, как любому другому виду человеческой деятельности, присущи эмоциональные, интеллектуальные и волевые процессы. Но отличают творческую деятельность от остальных видов такие специфические черты, как воображение, интуиция, образность. Именно эти черты называются психологами и педагогами при исследовании проблемы творчества (Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, А.А. Мелик-Потаев, Н.А. Рубинштейн и др.).
Воображение, фантазия – это отражение реальной действительности, но в необычных сочетаниях и связях. Подлинно творческая деятельность требует не только работы воображения, но и необходимых знаний, практических умений, навыков. В процессе творческой деятельности видную роль играют моменты особого подъема духовных и физических сил человека, которые называются вдохновением. Вдохновение, по словам А.С. Пушкина, есть расположение души к живейшему принятию впечатлений и соображению понятий, следственно, и объяснению оных». Вдохновение – это не наитие, не откровение, неизвестно откуда и почему сошедшее на человека, а момент в творчестве, который становится возможен только в том случае, если он подготовлен трудом. Состояние вдохновения предполагает колоссальную сосредоточенность внимания, мобилизацию памяти, воображения и мышления на решение какой-то капитальной проблемы в научном, художественном, литературном, техническом, педагогическом и т.п. творчестве.
Для человека, включающегося в творческий процесс, важным является особое состояние волевой сферы. Что же такое воля? Волей называется такой психический процесс, проявляющийся в сознательных, целенаправленных действиях, осуществление которых всегда связано с преодолением препятствий. Важнейшими волевыми качествами психологи называют целеустремленность и принципиальность, выдержку и самообладание, дисциплинированность и организованность, решительность и смелость, мужество и храбрость, самостоятельность и инициативность, упорство и настойчивость.
Целеустремленность есть важнейшее качество человека, которое определяет нравственную направленность его жизни и деятельности. Целеустремленный человек, прежде всего, принципиален. У такого человека отчетливо обнаруживается главная, стержневая идея или идеал, который является целью его жизни и который определяет устойчивые принципы поведения человека.
Целеустремленность можно определить как умение человека ставить ясные цели для отдельных своих поступков и действий и неуклонно добиваться их практического осуществления. Безусловно, данное качество необходимо творческой личности.
Без инициативы и самостоятельности нет творчества.
Инициатива есть умение человека по собственному почину предпринимать действия и поступки и ответственно проводить их в жизнь. Инициатива как волевое качество предполагает, прежде всего, хорошо развитую активность.
Когда мы характеризуем творческую активность человека, то, прежде всего, имеется в виду ярко выраженная общественная активность человека, который своими действиями и поступками, практическим почином стремится изменить мир к лучшему. Инициатива и самостоятельность проявляются также в относительной независимости человека от суждений и указаний других людей. Критический подход к действительности является, безусловно, положительным качеством сильной воли. Человек с критически развитой волей способен самокритично оценивать свои действия и поступки.
Дисциплинированность есть важнейшее волевое качество творческой личности, которое выражается в способности подчинять свои действия и поступки выполнению поставленной цели. Дисциплинированность ярко проявляется в плановости и организованности деятельности.
Деловитость и настойчивость в достижении цели – необходимые качества творческой личности.
Деловитость проявляется, прежде всего, в умении человека организовать всю свою деятельность как ряд четких, законченных поступков. Она выражается в исполнении действий, в умении доводить начатое дело до успешного конца, невзирая на трудности. Деловитость проявляется в ряде признаков исполнения действий, во-первых, в правильности исполнения, во-вторых, в организации исполнения, в-третьих, в быстроте исполнения, в-четвертых, в оперативности исполнения.
Настойчивость есть умение человека постоянно и длительно преследовать цель, не считая энергии в борьбе с трудностями. Настойчивость – это целесообразное упорство. Человек настаивает потому, что иначе нельзя успешно завершить начатое дело, нет других возможностей, кроме избранных с огромным трудом и терпением.
Непременными волевыми качествами творческого человека являются решительность и смелость.
Решительность есть умение человека принимать обдуманные и смелые решения и последовательно проводить их в жизнь.
Для того, чтобы творить, отмечает И.П. Волков, личность должна обладать рядом качеств. Эти качества можно разделить на два типа.
Первый - это качества общего порядка, присущие всем творческим личностям, независимо от того, в каком направлении они работают, т.е. и «физикам», и «лирикам»; второй - несколько качеств, нужных для конкретного вида труда. К общим качествам, необходимым для успешной творческой деятельности, относят: способность к быстрому обучению, умственная активность, способность ставить перед собой задачи и решать их, творческий склад ума - способность к нахождению оригинального решения, склонность к познанию.
Но, кроме общих качеств, необходимых творческой личности, у человека должны быть еще и качества, нужные только для работы в данной области, склонность к данному виду труда: у художников – чувство цвета, фантазия, у музыкантов – слух, у писателей – умение подмечать характерное в поведении людей при различных обстоятельствах, дар рассказчика.
Мы дали характеристики лишь некоторым, значимым качествам личности, позволяющим ей успешно осуществлять творческую деятельность.
Для растущей и развивающейся личности раскрываются неограниченные возможности в выборе той деятельности, которая наиболее ему подходит по интересам, потребностям, способностям и овладеть ею на самом высоком уровне – творческом.
Какой вид творческой деятельности выберет ребенок, во многом зависит от его творческого потенциала, от своевременно выявленных творческих способностей, от создаваемых для творческого развития условий, от стимулирования активности самой личности.
2021-08-31 14:24 Август 2021