Конференции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ (ВАТНЫХ ПАЛОЧЕК) В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Белосток Инна Николаевна,
учитель-логопед,
МБДОУ №85 «Малиновка»,
г. Северодвинск
В современной логопедической практике, в дополнении к традиционным методам воздействия, все чаще используются нетрадиционные формы и средства работы. Они помогают в достижении максимально возможных успехов у детей и принадлежат к числу эффективных средств коррекции. Работа с ребенком при нетрадиционной коррекции речи становится более динамичной, эмоциональной, приятной, неутомительной, а занятия интересными и разнообразными, способствующими созданию условий для речевого высказывания и восприятия.
Нетрадиционные средства терапии, не требуя особых усилий, значительно оптимизируют процесс коррекции речи детей с ОВЗ. Эффект их применения зависит от компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавать психофизиологический комфорт детям во время занятия.
О возможностях применения в логопедической практике ватных палочек известно не так и много. В основном, говорится об использовании ватных палочек в рисовании. На самом деле - это универсальный инструмент, позволяющий эффективно построить коррекционную работу с детьми разного возраста. Очень важно то, что ватные палочки просты в использовании, доступны, удобны, безопасны, индивидуальны, многофункциональны, гигиеничны. Они не требуют специальной обработки и абсолютно не пугают ребенка в процессе работы.
Необходимо учитывать и особенности детей с нарушениями речи. Как правило, у них снижена работоспособность, затруднена переключаемость внимания. Они быстро устают и часто отвлекаются. Ватные палочки могут стать незаменимыми помощниками в работе с такими детьми: в считанные минуты перейти от логопедического массажа к увлекательной игре.
Задачи, которые можно поставить с детьми при работе с ватными палочками:
1.         Развитие мелкой моторики.
2.         Развитие дыхания.
3.         Развитие артикуляторной подвижности языка.
4.         Активизация мышц языка, посредством массажа.
5.         Постановка звуков.
6.         Автоматизация и дифференциация звуков в слогах, словах.
7.         Формирование слоговой структуры речи.
8.         Формирование элементарных навыков счета и закрепление названий цветов и оттенков.
Использование ватных палочек для развития мелкой моторики.
·          Выкладывание различных фигур по образцу. (Например: лесенка, стол, лодка, ёлочка, дерево, снежинка и т.д.)
·          Перекладывание ватных палочек разными пальчиками.
·          Растирание ладошек и пальчиков ватными палочками.
·          Перешагивание пальчиками через палочки.

Использование ватных палочек для развития дыхания:
Игры:
·          «Сдуй палочку с ладошки»,
·          «Прокати палочку по дорожке»,
·          «Загони палочку в воротики».
Использование ватных палочек для развития артикуляторной подвижности языка.
Упражнения:
·          «Удержи палочку на язычке-лопатке»,
·          «Покачай палочку на язычке вверх и вниз»,
·          «Удержи палочку у верхней губы»,
·          «Удержи палочку в язычке-трубочке»,
·          «Поверни палочку на язычке влево вправо»,
·          «Удержи палочку в язычке-катушке».

Активизация мышц языка, посредством массажа ватными палочками.
Игровые упражнения:
·          «Рисуем» на язычке ватной палочкой горизонтальные и вертикальные линии.
·          «Рисуем» на язычке точки.
·          «Рисуем» на язычке кружочки.
·          «Рисуем» на язычке клеточки.
·          «Барабаним» по язычку палочками.
·          «Раскатываем палочкой язычок, как тесто».
·          «Обводим язычок палочкой по краю»
·          «Рисуем» на язычке волны.
Постановка звуков с помощью ватных палочек.
·          Для звуков Ш и Ж - держать ватную палочку под языком, в виде дуги. Произносить ТШШ, ДЖЖ.
·          Для звука Р - держать ватную палочку под языком горизонтально или с одной стороны. Язык необходимо присосать. Произносить ДРР.
·          Для звуков С,З,Ц - удерживать кончик языка ватной палочкой за нижними зубами. Произносить ТСС, ДЗЗ.
·          Для звуков Л,Ль – поднять и удерживать язык ватной палочкой за верхними зубами. Произносить И или Ы.

Автоматизация и дифференциация звуков в слогах, словах с использованием ватных палочек.
Упражнения:
·          «Шагай по лесенке из ватных палочек и проговаривай» (ла-ра-ла.., со-су-со…., лак-рак…)
·          «Тяни звук по дорожке из палочек» (С,З,Ш,Ж,Л,Р)
·          «Чередуй палочки двух цветов и произноси слоги, слова» (ра-ру…., аша-ажа…, жил-шил…)
·          «Выложи из палочек лопатку и обведи пальчиком со звуком Л»,
·          «Выложи из палочек рыбку и обведи со звуком Р»,
·          «Выложи из палочек шоколадку и обведи со звуком Ш»,
·          «Выложи из палочек зонт и обведи со звуком З» и т. д..
Формирование слоговой структуры слов с помощью ватных палочек.
Упражнения:
·          «Выложить столько палочек, сколько слогов в слове, проговорить».
·          «Придумать слово, где слогов будет столько, сколько палочек на столе».
·          «Произнести слово по слогам, а затем поменять палочки и слоги местами»
Формирование элементарных навыков счета и закрепление названий цветов.
Задания:
·          Выложи две палочки красного цвета и одну синего. Сколько всего палочек, посчитай?
·          Посчитай, сколько палочек в фигуре? Какого цвета квадрат?
·          Выложи столько палочек, сколько у тебя пальчиков.
·          Выложи зеленых палочек на одну меньше трех.
·          Положи столько синих палочек, какую цифру я покажу.
Так как ватные палочки имеют различные цвета, то параллельно у детей закрепляются знания о цветах и оттенках.

Важно отметить, что использование в логопедической практике нетрадиционных материалов, является лишь дополнением к традиционным средствам воздействия и ни в коем случае полностью их не заменяет.
2021-09-30 15:33 Сентябрь 2021