ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ (ВАТНЫХ ПАЛОЧЕК) В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Белосток Инна Николаевна, учитель-логопед, МБДОУ №85 «Малиновка», г. Северодвинск В современной логопедической практике, в дополнении к традиционным методам воздействия, все чаще используются нетрадиционные формы и средства работы. Они помогают в достижении максимально возможных успехов у детей и принадлежат к числу эффективных средств коррекции. Работа с ребенком при нетрадиционной коррекции речи становится более динамичной, эмоциональной, приятной, неутомительной, а занятия интересными и разнообразными, способствующими созданию условий для речевого высказывания и восприятия. Нетрадиционные средства терапии, не требуя особых усилий, значительно оптимизируют процесс коррекции речи детей с ОВЗ. Эффект их применения зависит от компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавать психофизиологический комфорт детям во время занятия. О возможностях применения в логопедической практике ватных палочек известно не так и много. В основном, говорится об использовании ватных палочек в рисовании. На самом деле - это универсальный инструмент, позволяющий эффективно построить коррекционную работу с детьми разного возраста. Очень важно то, что ватные палочки просты в использовании, доступны, удобны, безопасны, индивидуальны, многофункциональны, гигиеничны. Они не требуют специальной обработки и абсолютно не пугают ребенка в процессе работы. Необходимо учитывать и особенности детей с нарушениями речи. Как правило, у них снижена работоспособность, затруднена переключаемость внимания. Они быстро устают и часто отвлекаются. Ватные палочки могут стать незаменимыми помощниками в работе с такими детьми: в считанные минуты перейти от логопедического массажа к увлекательной игре. Задачи, которые можно поставить с детьми при работе с ватными палочками: 1. Развитие мелкой моторики. 2. Развитие дыхания. 3. Развитие артикуляторной подвижности языка. 4. Активизация мышц языка, посредством массажа. 5. Постановка звуков. 6. Автоматизация и дифференциация звуков в слогах, словах. 7. Формирование слоговой структуры речи. 8. Формирование элементарных навыков счета и закрепление названий цветов и оттенков. Использование ватных палочек для развития мелкой моторики. · Выкладывание различных фигур по образцу. (Например: лесенка, стол, лодка, ёлочка, дерево, снежинка и т.д.) · Перекладывание ватных палочек разными пальчиками. · Растирание ладошек и пальчиков ватными палочками. · Перешагивание пальчиками через палочки.
Использование ватных палочек для развития дыхания: Игры: · «Сдуй палочку с ладошки», · «Прокати палочку по дорожке», · «Загони палочку в воротики». Использование ватных палочек для развития артикуляторной подвижности языка. Упражнения: · «Удержи палочку на язычке-лопатке», · «Покачай палочку на язычке вверх и вниз», · «Удержи палочку у верхней губы», · «Удержи палочку в язычке-трубочке», · «Поверни палочку на язычке влево вправо», · «Удержи палочку в язычке-катушке».
Активизация мышц языка, посредством массажа ватными палочками. Игровые упражнения: · «Рисуем» на язычке ватной палочкой горизонтальные и вертикальные линии. · «Рисуем» на язычке точки. · «Рисуем» на язычке кружочки. · «Рисуем» на язычке клеточки. · «Барабаним» по язычку палочками. · «Раскатываем палочкой язычок, как тесто». · «Обводим язычок палочкой по краю» · «Рисуем» на язычке волны. Постановка звуков с помощью ватных палочек. · Для звуков Ш и Ж - держать ватную палочку под языком, в виде дуги. Произносить ТШШ, ДЖЖ. · Для звука Р - держать ватную палочку под языком горизонтально или с одной стороны. Язык необходимо присосать. Произносить ДРР. · Для звуков С,З,Ц - удерживать кончик языка ватной палочкой за нижними зубами. Произносить ТСС, ДЗЗ. · Для звуков Л,Ль – поднять и удерживать язык ватной палочкой за верхними зубами. Произносить И или Ы.
Автоматизация и дифференциация звуков в слогах, словах с использованием ватных палочек. Упражнения: · «Шагай по лесенке из ватных палочек и проговаривай» (ла-ра-ла.., со-су-со…., лак-рак…) · «Тяни звук по дорожке из палочек» (С,З,Ш,Ж,Л,Р) · «Чередуй палочки двух цветов и произноси слоги, слова» (ра-ру…., аша-ажа…, жил-шил…) · «Выложи из палочек лопатку и обведи пальчиком со звуком Л», · «Выложи из палочек рыбку и обведи со звуком Р», · «Выложи из палочек шоколадку и обведи со звуком Ш», · «Выложи из палочек зонт и обведи со звуком З» и т. д.. Формирование слоговой структуры слов с помощью ватных палочек. Упражнения: · «Выложить столько палочек, сколько слогов в слове, проговорить». · «Придумать слово, где слогов будет столько, сколько палочек на столе». · «Произнести слово по слогам, а затем поменять палочки и слоги местами» Формирование элементарных навыков счета и закрепление названий цветов. Задания: · Выложи две палочки красного цвета и одну синего. Сколько всего палочек, посчитай? · Посчитай, сколько палочек в фигуре? Какого цвета квадрат? · Выложи столько палочек, сколько у тебя пальчиков. · Выложи зеленых палочек на одну меньше трех. · Положи столько синих палочек, какую цифру я покажу. Так как ватные палочки имеют различные цвета, то параллельно у детей закрепляются знания о цветах и оттенках.
Важно отметить, что использование в логопедической практике нетрадиционных материалов, является лишь дополнением к традиционным средствам воздействия и ни в коем случае полностью их не заменяет.