РАЗВИТИЕ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Черемисина Яна Александровна Учитель начальных классов МБОУ «ООШ17» Город Братск Учебная деятельность – это ведущая деятельность ученика, это интерес к учению, к людям, ко всему окружающему. Учебная деятельность дает возможность получать новые знания, умения, навыки, необходимые для дальнейшей работы. Учебная деятельность, является ведущей в младшем школьном возрасте, она отличается от других видов и форм деятельности, которые применяются в образовательном процессе начальной школы. Нужно знать специфику учебной деятельности, отличать её от усвоения, тренировки и других форм учебной работы школьников. Учитель должен ввести ребёнка в учебную деятельность, он учит самостоятельно ставить, решать учебные задачи. В организации учебной деятельности, учитель не должен давать готовых знаний, они должны возникать в процессе учебных действий самих учеников. Учебная деятельность – открытие, чего-то нового, интересного, где дети пытаются, учатся самостоятельно мыслить, размышлять, искать новое неизвестное. Поэтому постановка учебной задачи должна быть в руках учителя, который понимает трудности, ожидающие его в движении в неизвестное. Учитель их сможет преодолеть лишь совместно с учениками. В школе можно встретиться не только с учебной деятельностью, но и с другими видами деятельности, даже на уроках. Все эти деятельности осуществляются совместно, все они пронизаны взаимными оценками и самооценками. Все оценки воспринимаются не прямо, а через призму собственных представлений человека о себе. Оценивание – это демонстрация собственных ценностей. Оценивая друг друга, мы демонстрируем свои ценности. С первого класса, мы учим детей оценивать, свои учебные достижения с помощью оценочных шкал. Количество шкал зависит от количества критериев, которые вырабатываем в ходе совместной работы. Этот способ позволяет оценить действия детей не только в письменных работах, но и при выполнении заданий в парах или группах. Критерии оценивания различны. Внимание уделяем не только тем аспектам, которые отражают знания детьми программного материала, но и таким, как быстрота, аккуратность, правильность, самостоятельность, умения слушать и слышать. Для оценивания ученик рисует волшебную линеечку (разработанную Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн) на полях тетради, напротив выполненной работы и ставит на ней крестик на том уровне, которого, по его мнению он достиг. После самооценивания учитель проводит беседу, в ходе которой ребёнок обосновывает свой выбор на линеечке и объясняет, что ему удалось выполнить, что не удалось, над чем надо поработать. При проверке тетрадей учитель ставит свой крестик красного цвета в то место, где по его мнению он должен находиться. Если оценки учителя и ученика совпали, учитель обводит крестик ученика кружком. оценки совпали оценки не совпали Предметом оценки и контроля со стороны ученика в первом классе является: самочувствие учащихся на уроке (интерес, активность или безразличие, утомляемость). соблюдение договорённости внутри класса о правилах работы во время урока. введение оценочных листов, в них отражены уровни умений, которыми овладел учащийся: не знаю, затрудняюсь (синий цвет) сомневаюсь, не уверен (зелёный цвет) знаю, умею (красный цвет) Итогом работы по оценочному листу является, совместная беседа учителя и ученика об адекватности самооценки ребёнка. В первом классе ребёнок способен оценить себя по критериям, выработанным совместно с учителем, сопоставить свою оценку с оценкой учителя, выяснить причины разногласия. На данном этапе важна индивидуальная работа учителя с ребёнком по коррекции формирования умений. Во втором классе учащиеся при правильной работе учителя способны самостоятельно определять критерии учебной деятельности, готовность предъявлять результат своей деятельности. Ученик может определить границу своего «знания- незнания», используя прогностическую оценку. С учащимися своего класса разработали критерии, по которым происходило оценивание того или иного вида деятельности ребёнка. Все умения условно разделили на пять групп: * Учебно – организационные: - умение самостоятельно готовиться к уроку; - умение включиться в работу, умение сосредоточиться на содержании урока и сохранить внимание до его завершения; - оформление и ведение тетрадей. *Учебно – коммуникативные: - умение проговорить цель, задачи и предлагаемые действия; - умение поддержать и продолжить мысль собеседника; - умение слушать друг друга; - умение работать в группах сменного состава; - умение задавать вопросы в ходе урока. * Учебно – логические: - умение оценить эффективность работы группы и свою работу по заданным критериям; - умение соотнести цель и результат; - умение выделять главное; - умение делать обобщение, вывод; * Учебно – информационные: - умение давать полный или краткий ответ; - умение отвечать на вопрос по существу; - умение работать самостоятельно с дополнительной литературой. * Учебно – управленческие: - умение определять учебную задачу; - умение оценить свою УД и деятельность одноклассников; - умение определить проблемы собственной УД и установить их причину. Данные критерии систематически использовали на уроках, но не всем детям удавалось адекватно себя оценивать. Большую роль в формировании развития ребёнка, играет положительная мотивация к школьному обучению. И чтобы процесс адаптации детей в школе проходил благоприятно, продолжаю использовать в своей работе учебный курс «Введение в школьную жизнь» автор Г.А.Цукерман, К.Н.Поливанова. Реализация данного курса помогает детям чувствовать себя более уверенными. Пройдя данный курс, дети учатся договариваться между собой, у детей появляется интерес к учению, они стремятся узнать больше нового. Данный курс помогает детям войти в новый школьный мир, а мы педагоги должны обеспечить плавный переход от игровой к учебной деятельности. Чтобы переход от игры к учению протекал постепенно, нужно организовывать образовательное пространство. На уроках мы чаще используем совместные формы обучения, но и нельзя забывать и об индивидуальных формах обучения, в основном индивидуальную работу даёт сам учитель, а нам важна самостоятельность, инициативность ребёнка в учении. У нас в классе есть два полярных места «стол помощник» и «стол заданий» дети во время урока самостоятельно могут передвигаться по классу и работать с данными столами. Это помогает детям в организации УД, быть более организованными, инициативными. Следующим условием, необходимым для эффективной работы в школе налажена постоянная связь с родителями. Для родителей проводятся открытые уроки, собрания, конференции по ознакомлению с оценочной самостоятельностью (деятельностью) учащихся. Родителям предоставляются следующая информация: листы индивидуальных достижений по предметам, в которых отражены формируемые навыки и умения ученика в конце каждой четверти, а в конце года подводим итог. В письменном виде на родительских собраниях даю рекомендации по устранению возникших проблем. Данный материал хранится у детей в портфолио. В течение учебного года мной были проведены следующие диагностики: *Исследование сформированности самооценки младшего школьника. *Методика изучения социально - психологического климата. Цель: * Выявления уровня сформированности УД * Выявление уровня школьной мотивации к учебной деятельности Нам, педагогам, нужно знать специфику учебной деятельности, мы должны ввести ребёнка в учебную деятельность, научить детей самостоятельно ставить, решать учебные задачи мы должны помочь им, стать людьми самостоятельными в частности, способными самостоятельно оценивать себе и других. Самооценка начинается там, где ребёнок сам участвует в производстве оценки – в выработке её критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям. Мы должны помочь учащимся обрести здоровую, спокойную уверенность в себе, для этого необходимо создать эмоционально – благоприятные, комфортные условия. При создании данных условий дети будут чувствовать себя менее тревожно, и процесс усвоения знаний будет успешным.