ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Мерянова Алла Михайловна Учитель начальных классов МБОУ "Роговатовская СОШ с УИОП" с. Роговатое Актуальность проблемы. Все школы России начали работу по новому образовательному стандарту второго поколения, который отличается реализацией системно-деятельностного подхода в обучении, где позиция ученика – активная, где он выступает в роли инициатора и творца. Стандарт является и мощным стимулом развития педагога, даёт возможность строить образовательный процесс, используя новые технологии и формы организации учебного процесса. Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека, владение которыми также необходимо, как умение читать и писать. ФГОС ставит задачу знакомить младших школьников с информационными и коммуникативными технологиями, учить грамотно применять их в своей деятельности, способствуя тем самым формированию у учащихся ИКТ-компетентности. Применение информационных технологий делает учебную информацию более интересной за счет привлечения зрительных образов, развивает познавательный интерес, побуждает желание учиться новому и применять знание в жизни, способствует развитию у школьников информационной, коммуникативной культуры, а также развитию предметных компетентностей. Использование ИКТ в работе над проектом. Но как быть, если материально- техническая база школы не позволяет в полной мере использовать ИКТ? Так как внеурочная деятельность школьников является органическим продолжением учебного процесса, я решила начать знакомство с информационными технологиями в рамках проектной деятельности. Учащиеся 1-4 классов знакомятся с ИКТ в качестве наблюдателей и помощников. Учитель – координатор и консультант деятельности учащихся. На основном этапе работают учащиеся совместно с родителями. Их деятельность в проекте основана на использовании возможностей компьютерной графики, презентаций, ресурсов Интернет, что способствует эстетическому воспитанию детей, развитию у них коммуникативных способностей. На заключительном этапе также приветствуется использование ИКТ при защите проекта: выполнение отчёта о проделанной работе в текстовом редакторе Microsoft Word, слайдовая презентация, иллюстрирующая работу над проектом - Microsoft Рower Point, оформление продукта проекта в электронном виде, размещение материала проекта в Интернете. Таким образом, использование ИКТ позволяет ученикам находить источники информации, формировать навыки делового общения, создавать проекты с удовольствием, а учителям учить этому без принуждения и продуктивно. Проекты, проводимые с использованием ИКТ в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышением психо-эмоционального фона учащихся при восприятии информации. Назначение ИКТ в обучении. Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели работы над проектом: - образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения; - развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся; - воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи. Мультимедийные технологии могут быть использованы: 1. Для обозначения темы проекта. Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса. 2. Как сопровождение объяснения учителя, выступлений учащихся могут использоваться созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, создающие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимации. 3. Как информационно-обучающее пособие в обучении. Особенный акцент сегодня ставится на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку. 4. Для контроля знаний. Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Таким образом, мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, а также способствуют творческому развитию учащихся.