ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Мельникова Елена Евгеньевна, Воспитатель, ГБДОУ детский сад 73 присмотра и оздоровления Красногвардейского района, г. Санкт-Петербург Современную жизнь невозможно представить без компьютерных технологий. Достоинства компьютерного обучения несомненны, а необходимость овладения компьютерной грамотой тем, кому предстоит жить в ХХI веке, очевидно. Одним из основных процессов, характеризующих современное общество, является информатизация. Владение новыми информационными технологиями становятся в один ряд с такими качествами как умение читать и писать. Современное дошкольное образование является первой ступенью в единой системе образования России. Это положение закреплено в Федеральном законе "Об образовании" и в Государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС). Одним из требований принципов и задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста является вариативность и разнообразие содержания организационных форм дошкольного образования с учетом образовательных потребностей и способностей воспитанников. Нам, педагогам-дошкольникам следует адаптироваться к новому информационному веку. Сегодня почти все педагоги используют компьютеры, как для самообразования, так и для поиска новой информации, обмена опытом, на занятиях для обучения детей. Использование компьютера открывает для педагога неограниченные возможности, новые перспективы в поиске улучшения образовательного процесса. В своей работе можно использовать компьютер как средство: -создания электронной библиотеки -электронного портфолио -копилки дидактических игр -создание презентаций для родителей и детей. В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка. Ведь именно от уровня развития речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие детей. Думаю, многие согласятся, что современные родители мало и неохотно читают своим детям, не побуждают их к диалоговой речи, поэтому речь детей не отличается особой выразительностью, дети зачастую допускают в своей речи аграматизмы (нарушение способности пользоваться грамматическим строем речи), ограничиваются односложными ответами. Для повышения речевого развития к нам в помощь приходит использование компьютерных технологий как один из источников мотивации. Одна из важнейших линий познавательно-речевого развития ребенка состоит в последовательном переходе от более элементарных форм мышления к более сложным. Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты: дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины; глубже постигаются понятия числа и множества; быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве; тренируется эффективность внимания и память; раньше овладевают чтением и письмом; активно пополняется словарный запас; развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз. уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора; воспитывается целеустремленность и сосредоточенность; развивается воображение и творческие способности; развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления. Дети раннего возраста активно стремятся к познавательному и интеллектуальному общению со взрослыми. Это проявляется в многочисленных вопросах детей к педагогу: "Зачем?", "Почему?". Дети проявляют интерес к играм, разработанных для интерактивной доски, предпочитают разные виды игр. Для этого используют различные методы и приемы: - метод обобщения, анализа, сравнения, классификации, формулировка понятий. При подготовки к НОД использую электронные ресурсы учебного назначения: а) мультимедийные презентации (анимация, звук, изображение, рисунки, цифровой фотоаппарат); б) Ресурсы Интернет; в) электронные энциклопедии. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фотографическом, но и в ассоциативном виде в память детей. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время на запоминания нового, высвобождает ресурсы здоровья детей, что прописано в ФГОС. Практика показала, что при условии систематического использования презентаций в сочетании с традиционными методами развития ребенка, у детей значительно возрастает интерес к познавательной и игровой, речевой деятельности. Применение компьютера влияет на мотивацию детей, проявляет свою оригинальность, задать вопросы, что в свою очередь благоприятно влияет на развитие речи. Это объясняется наличием элементов занимательности и игры, что является сильнейшим средством повышения мотивации. Информационные технологии позволяют не только воссоздать реальную обстановку, но и показывать процессы, которые в реальности не могут быть замечены. Ведь мультимедиа дает возможность представить информацию не традиционно, а с помощью фото, видеографики, анимации, звука. Детей привлекает новизна данных занятий. В группе создается обстановка реального общения, при которой дети стремятся выразить своими эмоции от увиденного своими словами, с желанием выполняют предложенные задания, проявляют стойкий интерес к новому. Для большей эффективности презентации строятся с учетом индивидуальных возрастных особенностей, в них включаются анимационные картинки, элементы игры, сказки. Организация воспитательно - образовательного процесса с использованием ИКТ в непосредственно образовательной деятельности способствует высокой степени эффективности для развития всех сторон речи. Это долгая, непрерывная работа, которая подготавливает детей к жизни в условиях неограниченного доступа к информации. Таким образом, применение ИКТ в дошкольном обучении необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, всестороннему развитию детей. И какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно – коммуникативные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.