ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛЬЗАЦИИ ФГОС НОО. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Захарова Юлия Сергеевна, учитель начальных классов, МБОУ КГО «Гимназия», г. Костомукша Однажды великий русский поэт и писатель А.С. Пушкин сказал: «Чтение – вот лучшее учение». Действительно, ни для кого не секрет, что от умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы зависят их успехи в учении на протяжении всех школьных лет. Без достаточно высокого уровня сформированности данного навыка невозможно дальнейшее качественное образование ученика, поскольку сформированный в начальной школе навык чтения является фундаментом всего последующего образования. Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе, представленной в ФГОС НОО, является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности [9]. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания. Это напрямую связано с предметными умениями, формируемыми в ходе уроков литературного чтения, какими является формирование читательской компетентности на основе содержания литературного образования. Современный мир предъявляет всё новые требования к образовательному процессу в школе. Если раньше учащийся на выходе должен был владеть определенным набором знаний, умений и навыков, то сегодня предлагается новая категория измерения результатов обучения – компетенция. В общедидактическом смысле компетенция – это «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, также способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним» [10, с. 60] Читательская компетентность – совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно ее использовать в личных и общественных целях. Так определяют читательскую компетентность новые Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС). Данное определение отражает информационно-когнитивный подход к чтению. Когда чтение рассматривается как разновидность познавательной деятельности и отсюда имеет своей целью извлечение из текстов информации, понимание и интерпретацию информации, отвечающей информационной потребности читателя. В такой трактовке понятие «читательская компетентность» сближается с информационной компетентностью. Сравним: информационная компетентность – способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. Заметим, что новые ФГОС относят информационную и читательскую компетентность к метапредметным образовательным результатам, т. е. действиям, формируемым в (между/сверх) конкретных учебных дисциплинах [4, с. 63]. Значит, не только на уроках литературного чтения и русского языка организуется учебная деятельность с целью развития ребенка в деятельности чтения. В результате сравнения исследований разных авторов [1,7,11], можно выделить следующие компоненты читательской компетентности: 1. Владение техникой чтения (когнитивный аспект); 2. Владение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения (когнитивный аспект); 3. Знание книг и умение их самостоятельно выбирать (когнитивный и мотивационный аспект); 4. Эстетическое отношение к действительности, отражённой в художественной литературе (ценностно-смысловой аспект); 5. Сформированность нравственных ценностей и эстетического вкуса, понимание духовной сущности произведений (ценностно-смысловой аспект). Разграничивая понятия «компетентность» и «компетенция», применительно к младшим школьником, мы связываем первое с качеством личности, способной использовать свои знания, умения и навыки для продуктивной читательской деятельности, а второе с содержанием самой деятельности, как способности решать проблемы в процессе чтения, направленные на формирование ключевых компетенций. Компетенции, согласно трактовке И. А. Зимней, – это некоторые внутренние, потенциальные, психологические новообразования (знания, представления, программы действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных деятельностных проявлениях [3]. Таким образом, компетенция относится к личности ученика, проявляется в процессе его деятельности, выражается в знаниях, умениях и способностях в определенной области и может быть сформирована в младшем школьном возрасте как ключевая. Формированию читательской компетентности способствуют специально созданные педагогические условия. Исследователь Г.М. Первова определяет педагогические условия как совокупность факторов единства и взаимодействия субъектов образовательного процесса [5]. Г.М. Первова пишет о том, что в образовательном процессе при формировании читательской компетентности со стороны учителя должна быть качественная подготовка к обучению младших школьников, а со стороны учеников – это читательская самостоятельность, направленная на совершенствование способностей к чтению, знания, умения и навыки, а также необходима активная читательская деятельность в развитии интереса к литературе [5]. Сущность педагогических условий раскрыла в своей работе исследователь Н.Е. Колганова. Она выделила три условия формирования основ читательской компетентности. К ним относятся: информационно-развивающая образовательная среда, готовность учителя к многоаспектной деятельности и поэтапное формирование читательских умений [3]. По ее мнению, основой работы станет информационно-развивающая образовательная среда. Среда включает в себя формирование круга детской литературы, сотрудничество ученика с учителем, ориентацию уроков чтения на сущностные знания и умения, подбор форм и методов работы; обеспечение возможности учащихся самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, ставить учебные цели, искать способы их реализации, контролировать и оценивать процесс обучения и результаты деятельности на уроке. Информационно-развивающая образовательная среда предполагает использование на уроках технологий развивающего обучения. Анализ данных технологий показал, что наиболее эффективными в формировании читательской компетентности на уроках литературного чтения является применение технологий критического мышления и продуктивного чтения. Среди приемов технологий критического мышления наиболее продуктивными являются: кластер, синквейн, прием «Толстые и тонкие вопросы». Из технологии продуктивного чтения эффективны следующие приемы: антиципация, диалог с автором [3]. Технология продуктивного чтения была разработана Н.Н. Светловской. Исследователь выделил три этапа работы над текстом. Первый этап – это работа с текстом до чтения, на этом этапе учитель вызывает интерес у учащихся к книге и формирует положительную мотивацию к процессу чтения. Эти задачи решаются при использовании приема антиципации – предвосхищения, предугадывания событий. Второй этап отражает работу с текстом во время чтения, главной целью на этом этапе является понимание текста. Цель достигается с помощью использования приема диалога с автором. Третий этап определяется как заключительный, он направлен на углубленное восприятие и понимание текста. Эффективными методами на заключительном этапе являются беседы и дискуссии [6]. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1. Этап знакомства с буквами · Игра «Нагружаем машины» В этой игре буквы – это марки машин. Ребенок рисует марку своей машины на кузове или кабине водителя, тогда ему легче запомнить, какие предметы годятся для погрузки. · Игра «Звуковое лото» Взрослый показывает детям одну из известных им букв, например В, и спрашивает: «У кого есть слово с этой буквой?». Победителем оказывается тот, конечно, кто помнит все пройденные буквы и умеет найти соответствующие им звуки в словах. · Стихи-путаницы Выложите на стол карточки с буквами и попросите ребенка, выслушав стишок, найти ту букву, которая сбежала из стиха, сделав его потешным и нелепым. Землю роет старый кот, Под землею он живет. Нам темно. Попросим папу Нам включить поярче лапу. Говорит Володя Коле: - Стройку получил я в школе. От меня сбежал котёл, На него я очень зол. Стужа. Снег. Метут метели. Темной ночью бродят двери. Сшил себе котенок тапки, Чтоб зимой не мерзли шапки. · «Исправь букву» Задание требует точного знания графики букв, умения восстановить букву по отдельным ее элементам. - Жучок-буквоед прополз по листу и испортил буквы. Догадайся, какие это были буквы и исправь их. 2. Начальный этап чтения, слоговое чтение. · Слоговое лото Отработать слияние букв в слоги удобно в форме слогового лото, где картинку зебры ребенок закроет карточкой со слогом ЗЕ, а картинку крокодила карточкой со слогом КРО. · Игра «Капитан» Читать слоги полезно, но скучно. А вот причаливать на катере «Л» к пристани «А» гораздо интереснее. Но капитан должен дать сигнал, протрубить ЛЛЛЛАААА! Тогда на пристани будут знать, что катер «Л» приближается к причалу «А», и приготовятся к встрече. А что мы погрузим на этой пристани? Лампу. (Её можно сразу нарисовать на палубе. Но нам нужна ещё ЛЮстра и ЛЕстница, чтобы повесить люстру. К каким причалам надо подплыть за этими вещами? 3. Этап чтения целыми словами. · «Четвертый лишний» На карточкам напишите 4 слова типа СТОЛ, СТУЛ, ШКАФ, ПЛАТЬЕ. Ребенок должен за отведенное время прочесть все слова и вычеркнуть лишнее. · Кто больше слов составит Игра проводится как соревнование. Дети должны соединять слова правого и левого столбиков так, чтобы они образовали осмысленные слова (ко-мар, ко-мок, ли-мон) · Проведи границу Вы даете ребенку лист бумаги, на котором разбросаны различные слова, эти слова – подданные двух стран, например, живого и неживого, животных диких и домашних, природного – искусственного. Ребенку нужно провести границу между двумя странами так, чтобы ни одно слово не осталось на чухой территории. [8] Список литературы: 1. Гончарова Е.Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса. – М.:Школа-Пресс, 2007. 2. Зимняя И. А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2004. 3. Колганова Н.Е. Педагогическая модель формирования основ читательской компетентности младших школьников // Вестник ТГУ. 2013. Выпуск 2. N118. С. 67-71. 4. Мижериков В. А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую профессию. Педагогическое общество России. М., 1999. 288 с. 5. Поздеева С.И., Прудникова О.И. Ресурсы использования приема «синквейн» на уроках литературного чтения // Начальная школа. 2013. No7. С. 21-25. 6. Светловская Н.Н. Основы науки о читателе: теория формирования типа правильной читательской деятельности. М.: Магистр,2003. с.180 7. Сметанникова Н.Н. Как разорвать замкнутый круг //Чтение и грамотность. Размышления в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения / сост. Е.И. Кузьмин, О.К. Громова. – М., 2007. 8. Учимся читать и писать / Е. А. Бугрименко, Г. А. Цукерман. - М.: Знание, 1994. - 158,[2] с.: ил.; 20 см. 9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2010. 10. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2004. No 4. С. 60. 11. Чабанова Т.А. Формирование учащихся начальной школы // Чтение и грамотность. Размышления в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения /сост. Е.И. Кузьмин, О.К. Громова.- М., 2007.