МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
Пименова Татьяна Николаевна, воспитатель, ГБОУ СОШ СП д/с «Колосок» Самарская область, с. Пестравка Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. В нашем детском саду в работе с детьми активно внедряются современные технологии по речевому развитию: обучение детей монологической речи, ТРИЗ, моделирование. Для поддержания интереса и потребности говорить, превращать воспринимаемое в речь, особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотехника. Актуальность использования которой обусловлена тем, что как раз в раннем возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для детей раннего возраста как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса, формированию связной речи, обогащении связного высказывания. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Мнемотехника помогает в развитии: · связной речи; · ассоциативного мышления; · зрительной и слуховой памяти; · зрительного и слухового внимания; · воображения; · ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Использование мнемотехники начиная с раннего возраста в настоящее время становится более актуальным. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. В СП д/с «Колосок» используются алгоритмы процессов умывания, одевания, сервировки столов, уход за комнатными растениями т.п. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей. Их используют для: * обогащения словарного запаса, * при обучении составлению рассказов, * при пересказах художественной литературы, * при отгадывании и загадывании загадок, * при заучивании стихов. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Для детей младшего дошкольного возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений. Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов. 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: Осуществляется преобразование информации из абстрактных символов в образы. 3 этап: После преобразования информации осуществляется пересказ сказки, стихотворения, загадки, рассказа по заданной теме. В группах раннего возраста с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно. Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем - моделей удаётся достичь следующих результатов: · у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; · появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; · появляется интерес к заучиванию стихов и потешек; · словарный запас выходит на более высокий уровень; · дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Содержание работы по использованию приемов мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста строится в соответствии с основными педагогическими принципами. Важно учитывать методику работы с мнемотехникой в зависимости от возраста детей. Включает в себя обязательную работу, как с детьми, так и с родителями. Учитываются возрастные особенности детей, а также важен индивидуальный подход. В целом содержание работы по использованию приёмов мнемотехники состоит из игровых ситуаций, непосредственно образовательной деятельности, бесед, использованию алгоритмов к режимным моментам и трудовой деятельности и т.д. Чем ярче наглядный, дидактический и раздаточный материал, чем разнообразнее и интереснее темы, тем эффективнее будет результат.