ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ОСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ В ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ
Дмитриева Марина Александровна, педагог дополнительного образования, МБУ ДО Чердаклинский ЦДО, р.п. Чердаклы Дополнительное образование дошкольников – важнейшая составляющая системы непрерывного образовательного пространства, которое должно удовлетворять потребности родителей и детей в услугах дополнительного образования современного качества, и потребности эти постоянно растут. Понимая, что современный мир – это мир передовых компьютерных технологий, занятия в нашем ЦДО строятся на основе использования ИКТ. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решает познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. И одной из основных методических инноваций являются интерактивные методы обучения. Интерактивное обучение – диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и ребенка. Цель интерактивного обучения – создание комфортных условий обучения, при которых дошкольник чувствует свою успешность, свое интеллектуальное совершенство, что делает продуктивным сам образовательный процесс. Суть интерактивного обучения состоит в том, что обучение проходит в условиях постоянного, активного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Это базируется на сотрудничестве, взаимообучении: педагог-дети, ребенок-ребенок. При этом педагог и ребенок – равноправные, равнозначные субъекты обучения. Интерактивное взаимодействие исключает доминирование одного участника образовательного процесса над другим, одной мысли над другой. Во время такого общения дети учатся быть демократичными, общаться с другими детьми, критически мыслить, принимать обоснованные решения. В настоящее время в практической работе с детьми я активно использую мультимедиа технологии. Использование ИКТ во время образовательной деятельности позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками. Наиболее целесообразным и результативным для практической развивающей работы с дошкольниками считаю использование интерактивных игр, как средства обучения и развития детей.Интерактивная игра помогает ребенку в развитии многих умственных характеристик, таких как внимание, мышление, память, а также способствует развитию навыков учебной деятельности. В своей работе с детьми я стараюсь использовать преимущества интерактивной игры: · интерактивная деятельность дошкольников с объектами творческих задач, · проблемность и наглядность изложения творческих задач, · яркость и привлекательность объектов творческих задач для детей дошкольного возраста; · возможность интеграции использования и восприятия графической и аудиовизуальной информации. Первый компьютерный продукт, с которым знакомятся дошкольники – это игра. Интерактивные игры не изолированы от педагогического процесса в нашем учреждении. Они не заменяют традиционных игр и занятий, а дополняют их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями. Для работы с дошкольниками создана небольшая медиатека интерактивных развивающих игр по математике и грамоте: «Гласные буквы», «Алфавит», «Порядковый счет», «Счет в пределах 10», «Хоккей» (на закрепление счета в пределах «10») и т.д. В процессе работы в ЦДО открытые занятия всегда проводятся в игровой форме с использованием сюжета сказки, например «Колобок», где помимо использования презентации по мотивам сказки включён интерактивный тренажер на закрепление счета в пределах «10» и конечно на этих занятиях всегда присутствуют наши многоуважаемые родители. Помимо обучения дошкольников, ведется активная работа с их родителями, активно осуществляется родительский всеобуч. В помощь родителям для развития детей в домашних условиях разработаны буклеты, памятки, консультации. Так же мы периодически проводим родительские собрания в форме круглого стола, где выносятся на обсуждения те вопросы, которые актуальны для родителей в подготовке дошкольников к школе. На протяжении всего учебного года родители вместе с детьми участвуют в таких конкурсах, как «Супердошкольник» и «Вундеркинд», где учатся делать портфолио для своих детей, изготавливать презентации и видеофильмы о своих детях. Используя возможности дополнительного образования, для дошкольников в социуме создаются «ситуации успеха», которые помогают семье разрабатывать индивидуальную траекторию их развития. Выпускников ЦДО отличает высокая адаптация к новым социальным условиям; способность успешно осваивать развивающие программы школьной программы; активность во внеурочной деятельности. Традиционно в школе для дошколят по окончанию учебного курса по образовательным программам «АБВГД-ка», «Бумагопластика», «Грамотейка» и «Легознайка» в помощь родителям выдаются диски с интерактивными играми, методическими материалами и рекомендациями по подготовке дошкольников к поступлению в первый класс общеобразовательной школы. Системная работа с детьми и родителями способствует созданию благоприятных психологических условий для их совместной творческой деятельности, гармонизирует отношения между ними и укрепляет систему взаимодействия «педагог дополнительного образования - семья - ребёнок». Опыт работы показывает, что использование мультимедиа технологий дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ЦДО, повысить его эффективность и всесторонне развить ребенка. Исходя из вышесказанного, на практике необходимо использовать интерактивные формы в целом, или же взяв элементы, которые более целесообразны к определенному возрасту детей. Именно интерактивные методы позволяют создавать образовательную среду, в котором теория и практика усваиваются одновременно, а это дает возможность детям формировать характер, развивать мировоззрение, логическое мышление, связную речь; формировать критическое мышление; выявлять и реализовать индивидуальные возможности. При этом воспитательно-образовательный процесс организуется так, что дети ищут связь между новыми и уже полученными знаниями; принимают альтернативные решения, могут сделать «открытие», формируют свои собственные идеи и мысли с помощью различных средств; учатся сотрудничеству. Таким образом, главное в организации интерактивной игры с дошкольниками – создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения А для педагогов интерактивная игра – одна из форм современного развития познавательной активности детей.