ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЦЕЛЬЮ ОБУЧЕНИЯ ИХ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР С ДЕТЬМИ
Демакова Наталья Николаевна, Домрачева Татьяна Валерьевна, Петухова Татьяна Анатольевна, воспитатели, МБОУ "СОШ №5 «Обыкновенное чудо» г. Йошкар-Ола Республика Марий Эл В основе взаимодействия педагогов, психологов с родителями действует принцип: самый эффективный способ помощи детям - оказание помощи их родителям. В нашей школе есть возможность осуществлять непрерывное образование детей с 2 лет до окончания средней школы, то есть до 18 лет. Все структурные подразделения учреждения между собой осуществляют преемственность, в том числе и в вопросах взаимодействии с родителями детей дошкольного возраста с целью обучения их организации и проведению сюжетно-ролевых игр с детьми. Так работа, начатая в центре «Маленькое чудо» продолжается в детском саду. Обилие и разнообразие возможностей для совместной деятельности воспитателей и родителей позволяют выбрать формы, отвечающие частным интересам и предпочтениям каждой семьи. Участие семьи, как существенная часть программы дошкольного воспитания весьма полезно для всех участвующих сторон. Польза для семьи: Посещая группу, участвуя в ее деятельности, родители: · Ощущают личную причастность к программе · Видят, как ее ребенок общается с другими · Начинает больше понимать в детском развитии · Получают представления о работе воспитателя и начинают испытывать больше уважения к ним · Обучаются видам деятельности, которым можно заниматься с детьми дома. · Знакомятся с друзьями своих детей · Устанавливают длительные дружеские связи с другими родителями · Получают возможность помогать ребенку дома в освоении программы. Польза для воспитателей: При участии родителей в жизни группы воспитатели могут: · Проводить больше времени с отдельными детьми · Понять, как родители мотивируют своих детей. · Увидеть, как родители помогают своим детям решать задачи. · Узнать, какие занятия и увлечения взрослые члены семьи разделяют со своими детьми. · Получить пользу от того, что родители наблюдают своих детей во взаимодействии с другими. В выигрыше оказываются все - и воспитатели, и родители, и дети. Членам семей предоставляется много различных возможностей участвовать в деятельности программы. Воспитатели дошкольных групп используют в своей работе следующие формы работы: · Наблюдения за играми детей. Родители могут приходить в группу и включаться в игры детей на правах наблюдателя или игрока. · Информация о значении игры для развития ребенка. Воспитатели на родительских собраниях в средней группе знакомят с видами и содержанием детских игр. Родители получают раздаточный материал, в котором описаны виды игр детей по возрастам. · Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм. Получив информацию о значении игры в жизни ребенка-дошкольника, родители охотно откликаются на просьбы воспитателей о пополнении игр атрибутами. Так в средней группе родители купили 5 гюйсов, 5 бескозырок, бинокли, сшили спасательный круг и якорь из веревки сделали канат- и получилась игра «Моряки». Аналогичным образом родители оборудовали сюжетно-ролевые игры: «Аптека», «Кафе», «Ателье», «ДПС», «Почта», «Библиотека», «Хозяюшка», «Военные». · Работа родителей в центре Сюжетно-ролевой игры в качестве ассистента воспитателя. По предварительной договоренности с воспитателем, родитель придумывает сюжет игры, вносит атрибуты и берет на себя роль. Например, в нашей группе была организована игра «Путешествие на самолете». Мама принесла посудку, поднос, надела пилотку и галстук и взяла на себя роль стюардессы. Ребята построили макет самолета из модулей, распределили роли и начали играть. · Выступления на утренних кругах по проекту «Все профессии важны». Дети лучше воспринимают информацию, полученную из первых уст. Так родители, рассказывали о своей профессии, приносили настоящие инструменты строительные и медицинские, военную форму, погоны, противогазы. Некоторые родители готовили презентации. · Организация экскурсий. Прежде чем ребенку в игре выбрать ту или иную роль в игре, он должен познакомиться с действиями. В некоторых случаях воспитатели рассказывают о ролевых действиях, но лучше, когда дети увидят реальную работу той или иной профессии. Родители очень помогают нам в этом вопросе. Наши дети побывали в пожарной части, в парикмахерской, в музее леса, в театре за кулисами, в дендросаде. После экскурсий дети с большим интересом играют в сюжетно-ролевые игры, опираясь на увиденное. · Участие в разработке игр для детей в рамках родительского собрания «Игра детей - дело серьезное». После проведения теоретического собрания по игре, родители собираются в подгруппе, придумывают сюжетную линию игры, распределяют роли, обговаривают, кто что может принести или изготовить из атрибутов и намечают дату проведения игры с детьми. Это творческий процесс, родители, имея разный личный опыт игровой деятельности, договариваются и приходят к единому мнению. · Подготовка творческого отчета родителей на общешкольной конференции в конце года. Ежегодно в конце мая каждый педагогический коллектив школы готовит творческий отчет о том, каким был этот год. Средний и старший дошкольный возраст – это возраст игры, поэтому отчет родителей посвящен игре детей. Как правило, это презентации или фильмы, которые отражают игровую деятельность детей. · Создание координационного родительского совета при школе. В состав которого вошли: администрация, воспитатели и родители. На первом заседании родители разработали программу действий и решили создать сайт. На сайте «Игроград» размещают информацию о мероприятиях, связанных с игрой детей в дошкольном учреждении. Родители имеют возможность просматривать фото и видеосюжеты об игре детей, знакомиться с письменной информацией о видах игр, прочитать стати из журналов, посвященных игровой деятельности. · Анкетирование родителей детей дошкольных групп. Воспитатели и психолог детского сада проводит анализ анкет. Многие из перечисленных форм работы наверняка уже используются и в других дошкольных учреждениях. Повышая педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей, необходимо акцентировать внимание именно на игре как источнике разностороннего развития ребёнка, на обеспечении ею зоны ближайшего развития дочери или сына. Это особенно актуально в современных условиях, когда достаточно большое количество родителей, к сожалению, игнорирует игру как саму по себе, её воспитательный потенциал, так и создание условий для её развития в процессе семейного воспитания. Поэтому мы рассказываем о значении игры в жизни ребенка, знакомим родителей с сюжетно-ролевой игрой. Игра является неотъемлемым элементом детской субкультуры, элементом системы образования детей, целенаправленно используемым обществом для их воспитания, обучения и развития, подготовки к дальнейшей жизни. Осознание данного положения очень важно в аспекте взаимодействия педагогов и родителей. Список литературы 1. Доронов С. Г. Педагогические условия активизации самостоятельной сюжетной игры старших дошкольников в детском саду // Москва, 2012. 47с. 2. Жуковская Р.И. Игра и её педагогическое значение // Москва, Просвещение, 1975. 125с. 3. Игра дошкольника // Под ред. С.Л. Новосёловой. Москва, Просвещение, 1989. С. 226-229 4. Короткова Н.А. Материалы и оборудование для игровой деятельности // Москва: «Элти-Кудиц», 2003. 312с. 5. Короткова Н.А. Сюжетная игра дошкольников. //- Москва: Линка - Пресс, 2016. 101с.