Конференции

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ - ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

Заводова Елена Владимировна,
преподаватель немецкого языка,
ФГКОУ «Омский кадетский военный корпус»,
город Омск
Модернизация образования, которая проводится в нашей стране, связывается прежде всего с обновлением содержания, с обеспечением его деятельностного, развивающего характера, с приведением его в соответствие с многообразными и разнонаправленными требованиями современной жизни, с запросами современного рынка труда на профессионально мобильных, коммуникативно-компетентных, мыслящих и обладающих творческими способностями специалистов.
Что же понимается под творческими способностями? Проанализировав различные определения, можно обобщить, что под творческими способностями понимаются индивидуальные психологические особенности, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. Творческие способности являются независимым от интеллекта фактором.
Для определения творческих способностей выделяет следующие параметры:
- беглость мысли (количество идей),
- гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую),
- оригинальность (способность производить идеи),
- любознательность.
Одним из путей развития творческих способностей на уроках немецкого языка являются творческие задания. Учитывая эти требования, можно выстроить систему творческих заданий, под которой понимается упорядоченное множество взаимосвязанных заданий, ориентированных на познание, создание, преобразование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений и направленных на развитие креативных способностей школьников в учебном процессе.
Творческая работа – это и процесс, и продукт деятельности, это и личностное качество, и среда, создающая условия для самореализации. Это также способность построения своего образа мира, своего мироощущения (в слове, изображении, действии) и самого себя в этом мире посредством немецкого, а не родного языка.
Творческие работы я провожу во всех классах обучения практически по всем учебным темам.
При разработке заданий учитываю:
- общий уровень развития воспитанников;
- возрастные особенности формирования креативной среды;
- личностные особенности обучающихся;
- специфические черты и особенности учебного предмета.
Исходя из собственного практического опыта, выделяю 2 типа творческих работ: обязательные и по желанию.
К этим типам разработано несколько видов творческих заданий, которые регулярно осуществляются воспитанниками с желанием и служат успешной основой реализации коммуникативно-деятельностного подхода в обучении немецкому языку.
Виды творческих заданий, развивающие:
- языковую компетенцию (лексика, фонетика, грамматика);
- речевую компетенцию (говорение, аудирование, чтение, письмо);
- социокультурную компетенцию (система ценностей, реалии жизни).
Виды творческих заданий, развивающие языковую компетенцию:
- книжка-малышка «Овощи. Фрукты»;
- проект расписания уроков, ресторанного меню, меню на неделю;
- немецко-русский иллюстрированный словарь «Квартира. Предметы домашнего обихода»;
- план-схема квартиры;
- кроссворды по темам «Осень», «Германия».
Виды творческих заданий, способствующие развитию речевой компетенции:
- изготовить веселого человечка, устно его описать;
- иллюстрированные сочинения «Моя любимая картина», «Моё любимое место», «Моя семья», «Моя квартира»;
- рассказ о любимом времени года, о книге, фильме, друге, школе, городе с использованием фотографий, портретов, иллюстраций;
- мини-исследование с анализом немецких стихов;
- художественный перевод стихотворений с иллюстрацией;
- изготовить макет «Город моей мечты», устно его описать.
Виды творческих заданий, направленные на развитие социокультурной компетенции:
- иллюстрированный реферат «Мой любимый художник. Его творчество»;
- эскиз приглашения на день рождения, поздравительные открытки к немецким праздникам;
- написание немецкого адреса;
- сопоставительный анализ расписания уроков в Германии и России;
- написание письма.
Творческие работы формируют культурную социально активную языковую личность; помогают лучше усваивать грамматику, запоминать новые слова и выражения, грамотно использовать их в устной и письменной речи; способствуют самостоятельности действий учеников по приобретению новых языковых и социокультурных знаний, практических умений межличностного общения; являются инструментом самостоятельного познания поликультурной картины немецкого народа во всем ее многообразии; географии, истории, культуры; побуждают использовать информационно-компьютерные технологии, обеспечивающие выход в глобальное информационное пространство. Творческие работы обучающихся, выполненные с помощью таких технологий, поощряются дополнительно. Кроме того, они создают положительные мотивы учения, повышают интерес к изучению немецкого языка. Даже самые слабые воспитанники всегда с удовольствием выполняют работы, т. к. есть возможность проявить свои индивидуальные способности.
За творческие работы я выставляю две оценки: первую – за оригинальность оформления работы, идею (успеваемость – 100%); вторую – за материал на немецком языке (в зависимости от правильности выполнения задания); тем самым реализуется один из важнейших принципов дидактики – «всемерное стимулирование и мотивация положительного отношения школьников к учению».
Творческие задания приносят несомненный эффект, т. к. опираются на положительные результаты учебной деятельности воспитанника и вызывают сильные эмоции. Обучающиеся приобретают опыт эмоционального отношения к своей деятельности, преломленный через систему ценностей личности.
Кроме того, творческие задания способствуют воспитанию аккуратности и опрятности у учащихся (одно из главных условий: работа должна быть чистой и аккуратной); укреплению взаимоотношений в коллективе (если это групповая работа); помогают преподавателю в дальнейшей работе, являясь хорошим наглядным средством для объяснения нового материала.
В настоящее время в практике обучения иностранным языкам в школах России широко используется метод проектов, который приобщает учащихся к исследовательской деятельности, развивает их творчество, самостоятельность, независимость, оригинальность мышления.
В начале изучения языка это простые проекты без презентации на такие темы, как «О себе», «Моя семья», «Моя любимая игрушка», «Мой домашний питомец». В старших классах можно создавать такие проекты, как:
- Составьте свое меню (при изучении темы «Еда).
- Напишите официальное письмо в данную организацию.
- Напиши своему другу, как ты провёл каникулы.
Регулярное использование Интернета делает процесс обучения немецкому языку более привлекательным для обучающихся, т. к. они получают неограниченный доступ к интересным страноведческим материалам, которые выгодно отличаются от статичных устаревших текстов в учебнике. В первую очередь это касается таких тем, как «Спорт», «Музыка», «Молодёжная мода». Благодаря электронной почте, учащиеся могут общаться со своими сверстниками в любых странах, где немецкий язык является родным языком, или же изучается как иностранный. Они расширяют свой словарный запас, в первую очередь, обиходную лексику, улучшается их орфография. Учащиеся сами могут участвовать в подборе материала для урока и чувствуют себя более самостоятельными.
Одной из форм мини-проекта является коллаж - это наглядное вспомогательное средство обучения, методический прием, который предполагает последовательное наращивание лексического фона какого-либо ключевого понятия и создает, таким образом, зрительно-смысловой схематический образ рассматриваемого понятия.
По форме коллаж напоминает плакат или стенгазету. В центре находится ключевое понятие-ядро, а вокруг него располагаются понятия-спутники, составляющие его фоновое окружение. Заранее готовятся к уроку наглядные материалы: ватман, картинки или фотографии, а также карточки с лексическими единицами по пройденной теме, фломастеры, цветные карандаши, кисточка, клей, ножницы.
Коллаж включает в себя не только определенное количество реалий, но также вопросы, грамматические формы, необходимые опоры для ответов. Созданные схемы-коллажи могут быть использованы и на последующих уроках, при повторении пройденного материала.
На основании вышеизложенного мы пришли к выводу, что под творческими способностями понимаются индивидуальные психологические особенности воспитанника, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.
В данной статье были охарактеризованы педагогические условия эффективного функционирования системы творческих заданий, направленной на развитие креативных способностей воспитанников. А это взаимосвязанная совокупность мер организации системы творческих заданий в учебном процессе, обеспечивающую достижение обучающимися необходимого уровня развития креативных способностей. Выделенные педагогические условия являются комплексом, так как объединены общей целью, взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга.
Комплекс педагогических условий эффективного функционирования системы творческих заданий в образовательном учреждении включает:
1) личностно-деятельностное взаимодействие преподавателя и обучающихся в процессе организации творческой деятельности;
2) обеспечение творческой продуктивности воспитанников в рамках дополнительной учебной программы;
3) диагностику уровня развития креативных способностей обучающихся.
Исходя из вышеизложенного, можно с уверенностью сказать, что творческие самостоятельные работы являются важнейшим условием самореализации личности обучающихся на уроках немецкого языка. Они развивают творческие способности воспитанников, воспитывают активную творческую личность на основе создания максимально благоприятных условий для развития и формирования творческих способностей каждого, выявляют и используют в учебной деятельности индивидуальные особенности учащихся, повышают интерес и качество обученности немецкому языку.
Преподаватель и обучающийся должны сотрудничать под единым девизом: «Знать – уметь – творить – хотеть самосовершенствоваться и самореализовываться».
Каждый воспитанник по-своему талантлив, но ему нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности, самореализоваться. И я, как педагог, всегда ставлю перед собой цель – увидеть, разглядеть, не пропустить в обучающемся все самое лучшее, что в нём есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества. При этом особое внимание обращается на то, чтобы творчество было искренним, идущим из глубины души.
2021-09-30 15:39 Сентябрь 2021