ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНО-АППАРАТНОГО КОМПЛЕКСА «КОЛИБРИ» В СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППЕ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Смирнова Марина Владимировна, Воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 435 г. Челябинска», г. Челябинск Современный педагог находится в постоянном активном поиске путей совершенствования процесса обучения и развития детей. Новые ИКТ позволяют строить этот процесс на более высоком уровне за счёт зрительного, слухового и осязательного восприятия. Использование интерактивных технологий сегодня – это не дань моде, а требование закона «Об образовании в РФ» и ФГОС ДО, именно в этот период важно адаптировать ребенка к информационно-коммуникативной деятельности для того, чтобы обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для последующего успешного обучения в школе. Коррекция недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья требует систематических занятий, отнимает много сил и времени у детей. Отсюда зачастую наблюдается снижение познавательного интереса, нежелание посещать занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать детей, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные коррекционные программы, новые методы и технологии, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Если же ребенок не пассивно поглощает поток информации, а динамично с ним взаимодействует, т.е. интерактивен, тактильно связан с этой культурной средой, то мы можем предположить иной результат, а значит, и иную перспективу. Информатизация образовательного пространства включает в себя оснащение его современной техникой: интерактивная доска, интерактивный стол, компьютеры (ноутбуки), планшеты, видеопроектор, фотоаппаратура, компьютерные игры и т.д. Применение инновационных средств обучения, в том числе и использование электронных образовательных ресурсов, мультимедийных интерактивных проектов становится одним из перспективных направлений коррекционно-развивающей работы. Образовательная деятельность с детьми с использованием ИКТ требует соблюдения определенных дидактических принципов, которые сегодня наполняются новым содержанием. Принцип научности, цель которого помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ дают возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи). Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Используя ИКТ, стимулируется познавательная активность детей, тем самым, повышается интерес к логопедическим занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использование анимационных эффектов. Принцип наглядности. Я.А Коменский справедливо считал «золотым правилом» дидактики, так как «ничего нет в уме, чего не было в ощущениях». Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. В последнее время и в нашей работе особое место занимает интерактивная доска, которая может трансформироваться в интерактивный стол. Использование интерактивной доски помогает сделать учебный процесс увлекательным, динамичным, красочным, получить обратную связь с воспитанниками. Интерактивная доска (ИД) – полифункциональное устройство, позволяющее на одном занятии использовать как стандартное программное обеспечение, входящее в состав комплектации ИД, так и авторские презентации, тренажеры, видеоролики, компьютерные игры и т.д. Интерактивная панель программно-аппаратного комплекса «Колибри» дает возможность по-новому задействовать в образовательной и коррекционной работе дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры и творческие задания, поэтому в нашей практике применяется интерактивный подход. Интерактивные игры и занятия становятся все более популярным инструментом для развития детей. При работе с интерактивной доской у детей задействованы различные виды памяти (слуховая, зрительная, ассоциативная), активизируются процессы внимания (концентрация, распределение, переключение), совершенствуются графомоторные навыки, зрительно-пространственные отношения. Игры на интерактивной доске – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, возможность самостоятельно (совместно с педагогом, коллективно) выполнять практические задания, исправлять допущенные ошибки, фиксировать полученный результат, т.е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов – это основа любой современной презентации. Более того, презентация дает возможность педагогу самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей воспитанников, темы занятия, что позволяет построить занятие так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. В нашей работе применяем интерактивную панель на коррекционно-развивающих занятиях для снятия напряжения, тревожности, переутомления ребенка, этому помогает программа «Волшебная поляна». В блоке «Психологическая разгрузка» есть игра «Эффекты». В ней дети могут рисовать светом и любоваться появляющимися и исчезающими световыми линиями и пятнами, можно создавать из этого целые картины – есть режим фиксации художественных порывов детей, а также возможность сохранения рисунка. На занятиях часто используем пальчиковые упражнения, упражнения для общей моторики, используем физ. минутки и динамические паузы. Дети с ОВЗ с удовольствием, глядя на персонажей, выполняют несложные упражнения (все упражнения сопровождаются музыкой и словами, стишками). У нас есть уникальная возможность разрабатывать собственные интерактивные игры по любым областям знаний, не ограничиваясь направлением программы: будь то астрономия, или «времена года», или даже музыка. В интерактивном редакторе Сова у нас есть возможность создавать собственные интерактивные игры, викторины, тесты и презентации, не обладая при этом специальными навыками программирования. Конечно, следует отметить, что время на предварительную подготовку к занятиям при использовании интерактивного экрана на первом этапе, несомненно, увеличивается, однако постепенно накапливается создаваемая нами медиа-методическая база, что значительно облегчает эту подготовку в дальнейшем. Конечно, есть возможность использовать готовые программы Всероссийского образовательного портала «Сова» - это целая копилка интерактивных игр, созданных в редакторе нашими коллегами. Здесь можно скачать интерактивную игру и использовать готовый вариант, или же подредактировать под свое занятие, под конкретные темы уже запланированных занятий. Игры можно подобрать как по лексическим темам, так и по направлениям коррекционно-развивающей работы. На наших занятиях интерактивные технологии обучения нашли свое применение при коррекции нарушений речи детей. С этой целью была создана дополнительная образовательная программа «Играем с Совенком», включающая разнообразные игры и задания на развитие высших психических функций. Помощниками главного любимца детей Совенка стали гномы Глазастик, Ушастик, Носатик, Вкусняшка и Ладошкин. Интерактивные игры, в которых Совенок и его гномы-помощники помогают увидеть необычное в обычном, рассуждать, спорить, сопоставлять в рамках определенной лексической темы детей среднего возраста. В серии интерактивных игр «Превращения язычка» представлен комплекс артикуляционных упражнений по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата для детей с ТНР. Так, например, для автоматизации звука [ш] используется интерактивная игра. На экране появляются несколько картинок. Ребенку предлагается среди этих картинок выбрать и нажать на те, в которых слышится данный звук. В случае правильно выбора и в случае ошибки звучат разные виды сигналов. У ребенка есть возможность порадоваться правильно выполненному заданию, а если он ошибся, дается возможность самому ее исправить. Использование интерактивной панели является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей, разносторонних умений у детей дошкольного возраста, что способствует осознанному усвоению знаний, создает положительную мотивацию воспитанников в процессе получения новой информации и повышает качество образовательного процесса. Поскольку у детей хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде, вызывает интерес. В этом случае применение интерактивного оборудования становится особенно целесообразным, так как предоставляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным. За то время, что мы пользуемся данным комплексом, убедились в высокой результативности занятий с использованием интерактивных игр. Использование интерактивного экрана (стола) позволяет сделать процесс обучения и развития ребенка достаточно простым и эффективным, мобильным, эмоционально-привлекательным, доступным, многофункциональным, что в процессе обучения ведет к положительной динамике речевого развития. Нашу работу компьютер не заменяет, а дополняет и делает ее более эффективной, качественной и разнообразной. Литература: 1. Бражникова А.В. Применение электронных образовательных Ресурсов в работе по развитию речи и памяти детей с ТНР в условиях реализации ФГОС ДО [Текст]// Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). – Казань: Бук, 2016. – с.188-191. – URL https://moluch.ru/conf/ped/actchive/190/9422/ 2. ООО «Интерактивные системы» - интегратор и разработчик в отрасли информационных технологий и ИКТ оборудования в образование – URL https://systemekb.ru/text_docs