ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАБОТЕ С МАТЕРЯМИ ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Неделько Оксана Вячеславовна учитель-логопед МБДОУ «Д/с №6 «Малышка» ГО ЗАТО Комаровский Одним из основных принципов дошкольного образования, изложенного в ФГОС ДО от 17 октября 2013г. № 155 является налаживание сотрудничества с семьей. В семейной системе мать является первым человеком, с которым контактирует ребенок. Характер взаимоотношений, позитивное эмоциональное общение в диаде «мать – ребенок» оказывает большое влияние на дальнейшее его развитие, т.к. неблагоприятные условия воспитания замедляют формирование и развитие коммуникативно-познавательной активности ребенка, замедляют его речевое развитие. Нерешенность вопросов взаимодействия «мать – ребёнок» до 6 лет и далее создаёт предпосылки для проблем не только в речи, но и регуляции поведения в целом. В МБДОУ «Д/с № 6 «Малышка» ГО ЗАТО Комаровский в рамках программы по коррекции детско-родительских отношений «Мастерская благополучия» были широко использованы информационно – коммуникационные технологии. Основная цель программы – просвещение и поддержка матерей воспитывающих детей с речевыми нарушениями, улучшение взаимодействия между родителями (законными представителями) и специалистами МБДОУ. Программа состоит из двух блоков: коррекционного (здесь матери посещают занятия с ребенком, участвуют совместно с ребенком в тренингах) и консультационно просветительского (практико-ориентированные лекции-семинары, индивидуальное консультирование матерей). Для более эффективной работы, представления материала в наглядной и доступной форме в каждом из блоков были использованы информационно – коммуникационные методы. Основные методы и направления работы представлены в таблице 1. Таблица 1 – Основные методы и направления работы с матерями и детьми Коррекционный блок Консультационно-просветительский блок Коррекционное воздействие с участием матерей Детско-родительский тренинг Мастерская «Отношения с ребенком» Индивидуальное консультирование Лекции-семинары, элементы группового тренинга. «Лого-посиделки» Задачи: включение матерей в занятия специалиста, обучение взаимодействию с ребенком, обсуждение ситуации общения в семье. Задачи: налаживание сотрудничества, изменение родительских взглядов на вопросы воспитания и отношения с детьми, просвещение и консультирование матерей имеющих детей с речевыми нарушениями. Методы и приемы В основе программа преодоления ОНР Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной. «Метод введения в контекст» Л.С. Цветковой. Методы, направленные на развитие чувства ритма. Компьютерная технология «Игры для Тигры». Сказкотерапия Песочная терапия Арт-терапия с использованием анимированных презентаций. Опрос Беседа Обсуждение Упражнения на релаксацию Расстановки с помощью фигур. Обучение приемам саморегуляции; Обсуждение видео фрагментов детско-родительских тренингов.
Виртуальная стена (Web сервиса Padlet) «Лого-посиделки» практико-ориентированные мини-тренинги для родителей с показом упражнений (с использованием аудио, видео файлов, презентаций) дыхательной, артикуляционной гимнастики и т.п. Количество занятий (в течении трех месяцев) 2 раза в месяц Всего 6 занятий. 2 раза в месяц Всего 6 тренингов. По запросу матерей. По предварительной записи, обсуждением даты, времени посещения. 2 раза в месяц Всего 6 лекций –семинаров. Реализация программы осуществлялась через комплексное взаимодействие педагогов, матерей и детей при поддержке администрации МБДОУ. Занятия строились на основе методик Р. Е. Левиной, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной. Матери посещали такие занятия два раза в месяц, где мы разъясняли и показывали возможности и ограничения ребенка. На занятиях широко использовались анимированные, озвученные презентации. Компьютерная технология «Игры для Тигры» показала свою эффективность при работе над фонематическими нарушениями и лексико-грамматическим строем речи. Во время проведения детско-родительских тренингов мы решали следующие задачи: - повышение компетентности матерей в понимании мотивов поведения ребенка, в понимании важности удовлетворения его потребности в эмоционально положительном общении (ласке, признании, поддержки); - сформировать у матерей умение ставить себя на место ребенка, смотреть на мир его глазами; - улучшение рефлексии взаимоотношений между матерью и ребенком; - обучение матерей приемам эффективного взаимодействия с ребенком с помощью игр, упражнений; - стимулирование речевого развития ребенка. В конце каждого тренинга мамы получали задания для отработки полученных навыков в домашних условиях. Во время тренингов очень хорошо себя зарекомендовали информационно-коммуникационные технологии. Матери и дети с большим интересом смотрели видео фрагменты с различными коммуникативными ситуациями. Решали логические задачи с опорой на анимированные презентации, смотрели диафильмы, работали с интерактивной песочницей. Основная цель индивидуального консультирования матерей снятие напряжения, помощь в установлении контакта с ребенком. Обсуждение вопросов, возникших на детско-родительском тренинге, во время проведения занятий. Во время консультаций осуществлялся просмотр и анализ видео фрагментов детско-родительских тренингов. Такой прием позволяет наглядно увидеть процесс взаимодействия матери и ребенка, трудности, которые они испытывают. На практико-ориентированных семинарах, с элементами группового тренинга «Лого-посиделки» мы рассматривали практические приемы помощи ребенку с нарушениями речи. Видео фрагменты семинаров, презентации, аудио файлы в дальнейшем отсылали родителям. На основе Web сервиса Padlet была создана виртуальная стена для родителей, на которой прикреплялись фото, файлы, ссылки на странички интернет, заметки, информация о семинарах и тренингах. Матери могли добавлять материал, задавать вопросы, участвовать в совместной беседе, делиться достижениями своего ребенка. Использование в программе «Мастерская благополучия» информационно-коммуникационных технологий показало свою эффективность. Матери стали активно сотрудничать со специалистами МБДОУ, посещать занятия, тренинги, консультации и семинары, больше обращать внимание на речь ребенка, выполнять задания и рекомендации учителя-логопеда. Все мамы подчеркивают, что у них улучшились взаомоотношения не только с детьми, но и с мужьями, родственниками, друзьями. Дети стали более уверенными, комфортнее чувствуют себя в детском коллективе, у них отмечается улучшение коммуникативных навыков. В речи наблюдается положительная динамика (увеличение словаря, улучшение навыков словоизменения и словообразования, у детей улучшилась ручная моторика, улучшился фонематический слух, навыки языкового анализа и синтеза). В дальнейшем мы планируем провести программу (с обязательным использованием информационно-коммуникационных технологий) для детей и родителей раннего возраста. Продолжение следует…