РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ
Поддубная Ирина Владимировна, воспитатель МАДОУ д\с № 87, Г. Белгорода Воспитание правильного отношения детей дошкольного возраста к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено педагогами в условиях дошкольного образовательного учреждения. Умение видеть и понимать состояние другого живого существа - тонкое уважение души ребенка, зависящее от интереса к растению или животному, от степени развития наблюдательности, нравственных чувств. С этого начинается ответственность за все живое. Поэтому для ознакомления дошкольников с природой своей малой Родины необходимо создание в детском саду определённых условий: развивающей среды, фонда методических, наглядно-иллюстративных материалов. Ознакомление детей с природой Родного края в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Поскольку в дошкольном возрасте ребенок познает окружающий мир, учится ориентироваться в нем, нахождение оптимальных способов включения ребенка в культуру и в систему социальных отношений является главной задачей реформы образования. Образование включает в себя две подсистемы: воспитание и обучение. По мнению О.С.Газмана сущность педагогической деятельности в дошкольный период может быть обозначена термином «воспитание». В ходе воспитания происходит обретение культурного опыта, способов деятельности, усвоение нравственных норм и отношений на основе наблюдения реальных межличностных социальных отношений, процессов, явлений как естественных событий окружающей человека действительности, способных вызвать эмоциональные переживания. Чувственное восприятие окружающего мира лежит в основе развития у детей представлений не только об объектах и явлениях, но и о взаимосвязях и взаимозависимостях, существующих между ними и факторами окружающей среды, то есть экологических представлений. Представления об особенностях и условиях жизнедеятельности живых организмов (растений, животных, человека), о взаимосвязи организмов с окружающей средой, о взаимовлиянии организмов друг на друга, о взаимодействии человека и природы, составляют основу науки экологии. В дошкольном возрасте дети в процессе целенаправленной организации жизнедеятельности могут освоить начальные основы представлений и элементарных понятий классической экологии, экологии человека, социальной экологии, доступные способы экологического взаимодействия с природой и людьми, получить ценностные ориентиры. Принцип регионализации, в связи с возрастными особенностями детей и необходимостью использования ближайшего природного и социокультурного окружения как ресурса воспитания и развития детей, является фундаментальной основой организации процесса экологического воспитания. Он лежит в основе отбора содержания и планирования работы по экологическому воспитанию. Характерные особенности народонаселения, времен года, внебазового состава животных и растений Белгородской области и социоприродного окружения детского сада должны лежать в основе отбора содержания. На основе полученных чувственных представлений о растениях, животных Белгородского края и средах их обитания, дошкольники могут знакомиться с обитателями других регионов при помощи наглядных пособий. При планировании работы с детьми, содержание экологического воспитания последовательно выстраивается в соответствии с региональными особенностями сезонных явлений в Белгородской области и сроками их протекания. Повторяемость форм реализации содержания и взаимосвязь форм непосредственного обобщения с природой (прогулок, целевых прогулок, экскурсий) с другими формами организации жизнедеятельности детей (занятиями, повседневной деятельностью, праздниками) в разные сезоны года, на разных возрастных этапах позволяет систематизировать педагогический процесс. Ознакомление с конкретными примерами растений и животных, их обязательной связью с определенной средой обитания и полной зависимостью от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера. Дети усваивают: механизмом связи является приспособленность строения и функционирования различных органов, контактирующих с внешней средой. Выращивая отдельные экземпляры растений и животных, дети познают различный характер их потребностей во внешних компонентах среды на различных стадиях роста и развития. Условиями реализации цели и принципов дошкольного экологического воспитания, необходимо считать следующие: 1. Отбор содержания экологического воспитания в соответствии с выделенными компонентами (познавательный, ценностный, нормативный, деятельностный), включая аспекты не только природного, но и социокультурного мира. 2. Подготовка педагогов и родителей к реализации цели экологического воспитания детей, включающую социальный, специальный, психолого-педагогический и методический аспекты. 3. Использование окружающей дошкольное учреждение природной и социокультурной среды как ресурса воспитания и развития детей. 4. Организация развивающих сред для обеспечения педагогического процесса экологического воспитания в дошкольном учреждении. 5. Организация систематизированного педагогического процесса экологического воспитания детей. 6. Осуществление постоянного мониторинга результатов экологического образования. Содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста должно включать познавательный, ценностный, нормативный и деятельностный компоненты. Познавательный компонент - включает знания и умения: - о многообразии живых организмов, взаимосвязях растительных и животных организмов в процессе роста и развития со средой обитания, морфофункциональной приспособленности к ней; - о взаимосвязях и взаимозависимостях их с неживой природой в экосистеме; - о человеке как живом существе, как части природы, среде его жизни, обеспечивающей здоровье и нормальную жизнедеятельность; - об использовании природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, недопустимости загрязнения окружающей среды, охране и восстановлении природных богатств. Ценностный компонент включает знания и ценностные ориентации: - о самоценности жизни во всех ее проявлениях, природы и человека как части природы; - об универсальной ценности природы для жизни и деятельности человека (познавательный, эстетической, практической и т.д.); - об основных нравственных ценностях человеческого общества; - о созидательной, культурной ценности человеческой деятельности. Нормативный компонент включает знания и умения: - о законах, декларирующих права и обязанности детей и взрослых, их исполнения и соблюдения; - о нормах и правилах поведения в общественных местах и природе; - о необходимости и способах проявления личного участия отношений к окружающим людям и природе. Деятельностный компонент - включает знания и умения: - о многообразии возможностей, видов и форм проявления созидательной деятельности в общественных местах, детском саду, семье, природном окружении; - о способах осуществления созидательной и творческой деятельности; - о необходимости проявления личной инициативы и участия созидательной деятельности и т.д. Таким образом, экологические представления о природе родного края лежат в основе развития экологического сознания, отношения детей к окружающему миру, самим себе - способствуют развитию ценностных ориентаций, определяющих и поведение.