ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сатлайкина Наталья Владимировна Педагог МБУ ДО «ЦРТДиМ» железнодорожного района г. Барнаула Г. Барнаул В ФГОС говорится о том, «Что внеурочная деятельность школьника рассматривается как деятельность, обладающая огромным потенциалом для создания воспитывающей и развивающей среды в образовательной организации, формировании различных сфер личности ребёнка, удовлетворения его познавательных потребностей и развитие творческих способностей.» У преподавателей изобразительного искусства урочная и внеурочная деятельность – это единый образовательный и воспитательный процесс. Специфика урочной и внеучебной деятельности в том, что знания, полученные на уроках, умения и навыки, приобретённые в учебной деятельности, закрепляются и находят практические применения во внеурочной деятельности и наоборот: опыт, приобретённый во внеурочной деятельности находит теоретическое обоснование и практическое применение в учебной деятельности. Если исходить из практического опыта, то внеурочная деятельность помогает решить сразу несколько проблем: -это заинтересованность со стороны родителей -куда-то вести нужно время, финансы. Здесь предлагают занятия на месте. это изменить отношение к уроку самих детей, заинтересовать и воспринимать предмет по-другому. Реализация данного вида деятельности в современных условиях требует от педагога разнообразия и инновационного характера форм организации занятий. Большую познавательную ценность для учащихся имеют занятия-экскурсии, так называемые «музейные уроки», мобильные выставки-экскурсии, мастер-классы. Они могут стать яркой «иллюстрацией» исторических событий. Музейные экспонаты имеют уникальную «способность» воздействовать на интеллектуальные, эмоциональные процессы ребёнка, позволяет ему войти в образ художественно-эстетического объекта. Появившиеся сравнительно недавно инновационные технологии сделали доступными достопримечательности культуры и искусства во время виртуальных экскурсий, мобильных выставок- экскурсий, онлайн посещений мастерских ремесленников. Из практического опыта хотелось бы отметить, что такие занятия в корне отличаются от традиционных уроков. Начиная с восприятия материала, а его можно не только увидеть, но и потрогать, послушать, почувствовать и заканчивая формой работы – мини группа или в «тройках». С повышением роли регионального компонента в содержании образования идёт возрождение элементов народной культуры, приобщение детей к национальной культуре, получение представлений об этнокультурных ценностях других народов. На практике мы можем говорить не только об известных народных центрах, но в первую очередь о наших краевых ремесленниках, связанных с декоративным творчеством, керамикой, резьбой по дереву, камнерезном искусстве. И конечно об урало-сибирской росписи, о тех местах, где она есть. На занятиях по декоративно-прикладной росписи у учащихся развиваются мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение), формируется художественный вкус. Изделия народных мастеров отличаются чувством материала, органическим единством. В народном искусстве заложено очень много воспитывающих моментов (не только в готовых изделиях, но и самом процессе, в технологии их создания). Нередко в таких мобильных-выставках экскурсиях, мастер-классах принимают участие родители, бабушки и дедушки. Подобные занятия способствуют изменению взаимоотношений между всеми участниками мероприятия (прослеживается связь поколений, по-другому родители относятся к занятиям внеурочной деятельностью, все участники видят результат своей работы). Успех внеурочной деятельности в большей мере зависит от методики организации деятельности школьника. Главная задача- раскрытие творческого потенциала ребёнка, научить его творчески мыслить, дать возможность радоваться собственным открытиям и достижениям.