ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Гулько Марина Александровна учитель начальных классов МОУ Новоульяновская СШ №2 Г. Новоульяновск Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию небольшое представление из личного опыта работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников. В нашем обществе происходит много перемен, которые требуют решения задач духовно-нравственного воспитания школьников. Мы, как учителя, должны оперативно реагировать на все изменения, происходящие в обществе, использовать их в своей работе с детьми. Цель моей работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию это: развитие нравственных общечеловеческих качеств детей, сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей, идей преемственности поколений. Отсюда вытекают задачи: - развитие духовно - нравственного потенциала личности; - создание условий для нравственного и эмоционального самовыражения личности младшего школьника. В процессе духовно-нравственного воспитания особое внимание уделяю формированию следующих ценностей: мир, добро, семья, культура общения, любовь к Родине. Эти направления я реализую через урочную, внеурочную, внешкольную, общественную деятельность. Считаю, что любой учебный предмет способствует не только получению знаний, но и воспитанию человека. Поэтому на каждом уроке я уделяю внимание вопросам формирования духовно-нравственных качеств обучающихся. При чём делаю это ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся. На уроках литературного чтения я знакомлю учащихся с жанрами устного народного творчества, которые с особой силой выражаю любовь к Родине и заботу о ней, хвалят положительные качества человека: доброту, культуру общения, любовь к Родине. Чтение и разбор рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают тексты, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности, патриотизме и интернационализме. На уроках технологии изобразительного искусства я вовлекаю детей в процесс, в ходе которого дети приобретают навыки работы с художественным материалом. Прививаю привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи. На уроках окружающего мира считаю очень важным показать непрерывную связь поколений и связь искусства через изучение тем: «Народы России их традиции, национальные костюмы. Считаю проектную деятельность особо важным средством в духовно- нравственном воспитании младших школьников. Младшие школьники выполняют различные виды проектной работы по темам «Родной город», фотопроект «Домашние животные», «Условия, необходимые для развития растений» и другие. Внеурочная деятельность Немало различным мероприятий проводится во внеурочное время: экскурсии, классные часы на этические темы, обсуждение положительных и отрицательных качеств детей. Оптимальным для духовно-нравственного воспитания чувства патриотизма, любви к малой родине, стране является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью «Осенний праздник», «День матери»; зимой «Новый год», «Рождество», «День защитника Отечества», весной «Масленица»; «День славянской письменности» и другие. Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника, активно принимают участие в мероприятиях. Активно дети участвуют в проектной деятельности по разным направлениям. Что радует, в проектах участвуют и родители. За текущий учебный год дети моего класса участвовали в исследовательском проекте «Моя родословная», «Семейные реликвии». Немаловажное значение имеет воспитание в детях бережного отношения к природе, к окружающему миру. В рамках внеурочной деятельности «Эколята» провожу много экскурсий, на которых и формируется бережное отношение к природе, а именно: забота о птицах, изготовление кормушек, подкормка. В процессе работы постоянно возникают определённые деловые и нравственные отношения между учащимися. Решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга. И здесь важным моментом является воспитание культуры общения. Участие в мероприятиях класса и школы рождает между детьми отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношениям в любой коллективной работе. Это, прежде всего, отношение каждого ученика к своему делу как к общему, умение согласованно действовать вместе с другими для достижения общей цели, взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу, умение критически относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции общей работы. В игровой форме провожу такие мероприятия, как «Школа вежливых наук», «Правила этикета», где в доступной для учеников форме объясняю правила культуры общения. В конце выступления хочется отметить, что очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.