Конференции

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

Нилова Елена Владиславовна,
педагог дополнительного образования
МАУДО «Дворец детского (юношеского)
творчества имени Лёни Голикова»
г. Великий Новгород
В современных условиях развития общества на процесс становления личности ребёнка большое влияние оказывает воспитание и образование.
М.И. Рожов рассматривает понятие «воспитание» как целенаправленное управление процессом социального развития личности через включение ребёнка в различные виды социальных отношений в учёбе, общении, педагогической деятельности. В свою очередь, П.И. Пидкасистый определяет данное понятие как целенаправленную, содержательную, профессиональную деятельность педагога, которая содействует максимальному развитию личности ребёнка, его вхождению в контекст современной культуры, становлению как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека. С точки зрения Н.Е. Щурковой, воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально-организованной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых. Также немало важным является понятие «воспитанность», учёные Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспирова характеризуют её как уровень развития личности, проявляющейся в согласованности между знаниями, убеждениями, поведением и характеризующийся степенью оформленности общественно значимых качеств, а «воспитуемость», как потенциальный уровень развития личности, зоны его ближайшего развития.
Исходя из вышеизложенного, исследование проблемы с точки зрения социокультурного подхода позволяет обосновать понятие воспитание как сложный и противоречивый социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами.
Понятие «воспитание» неразрывно связано с понятием «образование», «обучение» и «развитие». В педагогической литературе образование определено как процесс педагогически организованной социализации, осуществляемый в интересах личности и общества, а также как «процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки к жизни и труду, это основное средство приобщения человека к культуре и овладения ею; фундамент развития культуры». [5, С. 172-173].
В этой связи музыкальное образование можно определить, как процесс приобщения личности к музыкальной культуре общества. Так же музыкальное образование можно понимать, как совокупность знаний и связанных с ними умений и навыков, полученных в результате обучения. Мы согласны с мнением Э.Б. Абдулина и Е.В. Николаевой, что музыкальное образование это интегративное понятие, объединяющее в себе музыкальное воспитание, музыкальное обучение и музыкальное развитие. Под музыкальным образованием нередко понимают и саму систему организации музыкального обучения. Основной путь его получения - подготовка под руководством педагога, чаще всего в учебном заведении. Важную роль в музыкальном образовании может играть самообразование.
Опираясь на все вышесказанное, можно определить музыкальное образование как систему организации музыкального обучения в учебных заведениях различных типов, которыми организован процесс усвоения знаний, умений и навыков, необходимых для музыкальной деятельности.
Одним из основных ценностных ориентиров становления музыкального образования на современном этапе является проблема развития эмоциональной сферы личности ребёнка.
Согласно «теории вчувствования» Т. Липпса, при восприятии художественного явления мы вкладываем в него свои чувства, проецируем творческий процесс создания художественного произведения, что, по мнению психолога, является отражением чужих переживаний в собственной интерпретации. Способность к сопереживанию формируется поэтапно в процессе развития личности, а одним из важнейших механизмов художественного сопереживания является эмпатия – воображаемое перенесение себя в мысли, чувства и действия другого и структурирование мира по его образу. В процессе эмпатии происходит идентификация – переживание своей тождественности с воспринимаемым, представляемым, воображаемым объектом, заражение его чувствами, переживаниями. Сопереживание художественному образу принципиально отличается от обычных житейских чувств тем, что носит фиктивный, контролируемый, преднамеренный характер. Ядром художественных эмоций является сопереживание художественному образу. Эмоция как бы собирает впечатления, мысли и образы, созвучные настроению человека.
Осуществляя процесс творчества, ребёнок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от получения результата, это способствует более интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. Также занимаясь творчеством, ребёнок формирует у себя ещё одно важное качество - одухотворённость. При одухотворённости воображение включено во всю познавательную деятельность и сопровождается особо положительными эмоциями. Богатая работа воображения часто связана с развитием такой важной личностной чертой, как оптимизм. На основании этого можно сделать следующий вывод: используя богатство эмоциональных состояний ребёнка можно успешно развивать его воображение и, наоборот, целенаправленно организуя его фантазию можно формировать у ребёнка культуру чувств. Для этого преподаватель использует всё разнообразие методов обучения: словесные методы, учебная дискуссия, работа с нотным текстом, наглядные методы, упражнения, художественно-дидактические игры. На основе методологии целостного подхода к процессу обучения используются методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые, самостоятельная работа, методы стимулирования и мотивации, методы контроля и самоконтроля.
Важно помнить, что каждый ребенок – это яркая индивидуальность, это уникальный мир, единственный в своем роде, это «маленькая» личность уже способная на оригинальное мышление, на выражение собственного «Я», на проявление воли. Чтобы развить и сохранить в ребёнке личность, способную на яркое самовыражение, педагог должен находить к каждому ребенку особый индивидуальный подход. Необходимо понимать, что художественная (эстетическая) эмоция может стать показателем всей духовной культуры ребёнка, если она перерастает в эстетическое переживание. Это достигается при побуждении детей к эмоциональной отзывчивости на музыку, более глубокому её познанию. Восприятие выразительного значения музыкального языка, проникновение в содержание произведения, в его эмоциональный смысл, возможно только при наличии способности эмоционально отзываться на музыку, поэтому воспитание в детях любви к музыке, умения сопереживать заключённому в ней образно-эмоциональному смыслу является одной из основных задач музыкального воспитания детей.
Эмоциональная отзывчивость на произведения искусства понимается, как умение откликаться на события, явления, произведения разных жанров; способность сопереживать героям, соотносить литературные факты с жизненным опытом, способность сопереживать музыке; эмоционально откликаться на произведения искусства. Такая эмоциональная отзывчивость является основой музыкальности. Она также связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в отношениях с людьми, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку. Музыка есть эмоциональное познание. Поэтому основным признаком музыкальности Б.М. Теплов называет переживание музыки, при котором постигается её содержание. Л. С. Выготский, рассматривая эмоции, утверждал, что переживания есть центральное звено в психическом развитии ребёнка и что эмоциональные реакции оказывают существенное влияние на все формы его поведения.
Обучение музыке важно для каждого ребенка, но пытаться вырастить профессионального музыканта из каждого невозможно и не нужно. Увидеть есть ли у ребёнка музыкальные способности можно лишь в процессе обучения, более того, именно в процессе обучения происходит и развитие музыкальных способностей. Занятия музыкой необходимы каждому ребенку, они помогают его общему развитию, помогают развить чувство прекрасного, улучшают характер детей и благотворно воздействует на их психологическое эмоциональное состояние.
Библиографический список
1.         Актуальные проблемы музыкального образования в системе школа-колледж-вуз. Великий Новгород: Федеральное агентство по образованию НовГУ, 2009.
2.         Барышева Т.А. Эмпатия и восприятие музыки. Л.: ЛГПИ, 1989.
3.         Бениаминова М.В. Воспитание детей. М: Медицина, 1991.
4.         Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 4. М.: Педагогика, 1983
5.         Педагогический энциклопедический словарь/гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – 3-е изд., стереотип. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2009. - 528 с.
6.         Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции: 2-е изд. М.: Музыка, 1972.
7.         Теплов М.Б. Избранные труды: 2 т. М.: Педагогика, 1985.

2021-10-26 14:04 Октябрь 2021