СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Земскова Татьяна Ивановна, воспитатель, ГБОУ СОШ №3 Детский сад «Сказка» Самарская область, г. Нефтегорск Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста трудно переоценить. Семья оказывает решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка и его всестороннего развития. Именно в семье дети приобретают первый опыт социальной жизни, получают уроки нравственности, у них формируется характер и расширяется кругозор. Семья для ребенка — это ещё и источник общественного опыта. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности детского сада. Введение федерального государственного образовательного стандарта придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством. В центре стандарта – требования к условиям, в том числе психолого-педагогическим, среди которых – сотрудничество с семьей. Стандарт утверждает личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогических и иных работников Организации) и детей. Среди основных принципов: · содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; · поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; · сотрудничество Организации с семьей; · приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государств. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования: · обеспечивает открытость дошкольного образования; · создает условия для участия родителей в образовательном процессе. Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи педагогов и родителей является: · ПАРТНЕРСКИЙ ПОДХОД – более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родителей и педагогов. · ФГОС стимулирует сделать этот выбор в сторону новой модели развития отношений между детским садом и семьей – открытой модели партнерского, конструктивного взаимодействия. Поэтому, цель нашей работы – установление партнерских отношений участников педагогического процесса и приобщение родителей к жизни детского сада. Задачи: · Приобщить родителей к жизни детского сада; · Объединить усилия детского сада и семьи в вопросах воспитания, развития ребенка; · Предоставить родителям возможность общаться друг с другом, делиться опытом, семейными традициями; · Привлечь родителей к активному участию в деятельности ДОУ через организации интересных форм работы; · Вызвать интерес к обмену культурными традициями, устоями отдельных семей; · Активизировать и обогатить воспитательные и образовательные умения родителей; · Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями. В работе с родителями используем как традиционные формы работы (беседы, консультации, родительские собрания), так и нетрадиционные (анкетирование, музыкальные и спортивные праздники, конкурсы семейных рисунков, выставки семейного творчества, проведение тематических недель, экскурсий, конкурсов, проектов, «Дни открытых дверей»). а) День открытых дверей: При проведении «Дня открытых дверей» родители присутствуют как при проведении непосредственно-образовательной деятельности, так и при проведении режимных моментов. б) Праздники и развлечения: родители не просто зрители, они принимают участие в пошиве костюмов и изготовлении декораций и атрибутов, в обыгрывании ролей. Такие виды совместного досуга объединяют детей и взрослых. В нашем детском саду стало доброй традицией проведение таких праздничных мероприятий, как День Матери, День Отца, День Семьи, Любви и Верности. А музыкально – литературная композиция «Семейный альбом» - это итог большого проекта: «Мы вместе», проходившего в детском саду. В течение трех месяцев дети, совместно с родителями, воспитателями оформляли странички «Семейного альбома», где рассказывали о своих семьях, делились добрыми семейными традициями и мастерством своего рукоделия. Большой «Семейный альбом» стал центром праздника. Листая его страницы, которые носили такие названия, как «Лучше мамы друга нет», «Нет на свете никого – лучше папы моего», «Главное в дедушке – дедушка он», «Папа, мама, ты и я – называемся семья» и другие, дети читали стихи и танцевали, посвящая свои номера папе и маме, бабушкам и дедушкам, сестренкам и братишкам. в) Тематические недели: каждый день при этом посвящен конкретной теме. Родители являются активными участниками всей недели: оказывают большую помощь в подборе необходимой литературы и иллюстраций по темам. г) Экскурсии: наши родители становятся экскурсоводами: вместе с детьми и воспитателями проводятся совместные экскурсии в музей, библиотеку, школу, к историческим памятникам, по улицам нашего города. Такие экскурсии воспитывают уважение к труду взрослых, обогащают детское восприятие. д) Выставки: занимают особое место в жизни детского сада. Это выставки совместного творчества на разные направления как социально-личностного, художественно-эстетического, физкультурно-оздоровительного и познавательно-речевого развития детей. Взрослые и дети очень любят проводить выставки, они объединяют интересы детей и взрослых. Темы прошедших выставок: «Дары осени», «Подарки зимушки зимы», выставки детских рисунков совместно с родителями. Взаимодействие с семьей в воспитании здорового ребенка в нашей работе – это изменение отношения родителей к здоровому образу жизни, вовлечение их в процесс оздоровления с помощью участия в спортивных мероприятиях, праздниках, соревнованиях с детьми: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Быть здоровыми хотим», «Мы ловкие, умелые, сильные и смелые», «Дни и недели здоровья», «Выше, дальше, быстрее», просмотр занятий, знакомство со здоровьесберегающими технологиями. Проводятся беседы, консультации с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдения личной гигиены, пользы дополнительных прогулок и занятий в различных спортивных секциях. Также освещаем эти вопросы на родительских собраниях. Ни одна физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если нет поддержки со стороны родителей. е) Конкурсы: выявляют большой творческий потенциал всех участников, вызывают положительные эмоции. Родители нашей группы приняли активное участие в конкурсе на лучший дизайн прогулочного участка группы – «Детский сад моей мечты». Руками родителей были сделаны разнообразные подделки и игровое оборудование для детей: сказочные улитки, зебра, жираф, цветные попугаи, цветочные полянки. ж) Проекты: Сейчас одной из новых эффективных инновационных технологий стал метод проектов. Он актуален и очень эффективен. Этот метод дает возможность ребенку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с родителями и педагогами, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру. Хотелось бы представить несколько из реализованных проектов. Проект средней продолжительности на тему: «Зимующие птицы». В этом проекте была большая помощь со стороны родителей: · изготовление кормушек, скворечника для птиц; · подбор наглядно-развивающих пособий; · кормление птиц с детьми и наблюдение за их повадками; · составление и оформление детских книг-самоделок о птицах; · фоторепортажи; · подбор книг для групповой библиотеки. Самый интересный проект: «Вода – источник жизни». Мы с ребятами решили, что без помощи взрослых реализовать этот проект будет трудно. Обратились за помощью к родителям, они нас поддержали, и тогда была сформирована творческая группа детей и родителей, которая стала ответственной за реализацию проекта. Помощь взрослых: · подобрали познавательную, научную литературу; · организовали книжную выставку: «Вода – источник жизни»; · помогли детям выйти в Интернет и найти нужную информацию о воде. В подготовительной к школе группе, был реализован проект: «Мой город, моя страна». Итогом проекта стали: · презентация семейных проектов по теме: «И цветет мой дивный город как весенний сад»; · рассказ о самом красивом и любимом уголке нашего города, в котором они побывали совместно с родителями; · конкурс рисунков на тему: «Моя страна – Россия», «Мой город родной – Нефтегорск». Таким образом, всей своей работой воспитателю необходимо доказывать родителям, что их вовлечения в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Наша цель – вырастить здоровых, всесторонне и гармонично развитых детей, адаптированных к жизни в современном обществе. В достижение этой цели взаимодействие с семьей является одним из главных направлений в нашей работе. Деятельность родителей и воспитателей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками.