РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ ЛЕГО-ИГР
Александрова Ольга Геннадьевна учитель-логопед МБДОУ Д\с № 36 «Звоночек» Пермский край, город Чайковский В настоящее время растет количество детей с тяжелыми нарушениями речи. На современном этапе развития системы образования уделяется особое внимание детям с ограниченными возможностями здоровья, имеющие отклонения в речевом развитии. В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагается использование новых, развивающих технологий, повышающих эффективность коррекционного воздействия, дающих возможность формировать у детей с речевыми нарушениями как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности. Для ребенка с тяжелыми нарушениями речи игра имеет еще большее значение, так как она не только способствует его умственному, речевому, эмоциональному развитию, но и позволяет преодолеть отставание в психомоторной и коммуникативной сфере. По результатам исследований сотрудниками лаборатории высшей нервной деятельности ребенка, Института физиологии детей и подростков АПН России установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М.Кольцова). Тренируя пальцы во время игры, оказывается мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, следовательно, и на развитие речевой функции ребенка через манипуляции. В связи с этим, необходимы в работе такие игровые приёмы, которые могли бы тренировать ребёнка и развивать его. Одной из таких игр является конструктор Лего и кубики. Лего – одна из самых популярных и распространенных педагогических систем, способствующих развитию ребенка и речевой функции. Следовательно, применение Лего-технологий является незаменимым в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи, так как оказывают мощное стимулирующее воздействие на работоспособность речедвигательных зон коры головного мозга. Цель: создание благоприятных условий для развития речевой деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством использованиявкоррекционно-развивающей деятельности Лего– игр. Задачи: 1. Активизировать речевую деятельность детей в процессе игры, используя Лего – игры. 2. Способствовать развитию фонематических процессов. 3. Способствовать развитию лексико-грамматических категорий речи. 4. Способствовать обогащению активного словаря детей. 5. Способствовать развитию диалогической, монологической, связной речи. 6. Способствовать развитию звуковой культуры как предпосылки к обучению грамоте посредством Лего – игр. 7. Воспитывать социально-успешного ребенка: общаться и действовать в паре, коллективе, распределять обязанности в игре с конструктором. 8. Развивать высшие психические функции детей. Предложенные Лего-игры использую в коррекционно-развивающей деятельности с дошкольниками старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Дидактическаяигра«Ктобыстреепостроитдомик?
Цель: развитие фонематического слуха, фонематического восприятия. Оборудование: картинки со словами на звуки (С), (Ш), (Ж), (З): мороженое, ножницы, баклажан, желудь, коза, забор, зуб, роза, ваза, ананас, бусы, самолет, сыр, маша, шапка, шишка, шарик; детали конструктора. Ход игры: В игре участвуют от 2 до 4 детей. 1. Ребята называют слова, изображенные на деталях конструктора, которые разложены в хаотичном порядке на столе. 2. Выбирают «жителей» домов, для кого, будут строить (дом жука, дом змеи, дом насоса, дом комарика). 3. Выбирают только те, детали конструктора с картинкой, в названии которых слышна «песенка» жука (ЖЖЖ), змеи (ШШШ), насоса (ССС), комарика (ЗЗЗ). 4. Выигрывает тот, кто правильно и быстро построит дом. Ожидаемый результат: удетей развит фонематический слух, дети дифференцируют звуки (С) – (Ш); (Ж) - (З). Дидактическаяигра«Назовиласково»
Игровая задача: учить детей образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Оборудование: предметные картинки: слон, слоник, машина, машинка, собака, собачка, заяц, зайчик, ведро, ведерко, лошадь, лошадка. Ход игры: В игре участвуют от 1 до 6 детей. 1. Ребята называют слова, изображенные на кубиках, которые разложены в хаотичном порядке на столе. 2. Дети подбирают пару слов, различающихся по признаку «большой –маленький». Соотносят слова. 3. Называют пары слов: слон - слоник, машина - машинка, собака - собачка, заяц - зайчик, ведро - ведерко, лошадь -лошадка. 4. Выигрывает тот, кто правильно назовет свою пару слов. Ожидаемый результат: дети умеют правильно образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Дидактическаяигра«Детёнышииихмамы»
Игровая задача: учить детей называть животных и их детенышей; классифицировать диких и домашних животных. Оборудование: предметные картинки -утка, утенок, корова, телёнок, белка, бельчонок. Ход игры: В игре участвуют от 1 до 3 детей. Вариант 1. Детям раздают картинки с изображением взрослых животных и их детенышей. Дети называют животных. Педагог говорит о том, что у каждого детеныша есть мама. Далее ребёнок называет детёныша и соотносит его с изображением взрослого животного. Вариант 2: Предложить детям назвать животных и разделить картинки на две группы: домашние и дикие. Вариант 3: Предложить детям назвать животных и сказать, как подают голос животные: утка крякает, корова мычит и т. д. Ожидаемый результат: дети умеют правильно называть животных и их детенышей; классифицировать диких и домашних животных; у детей накоплен глагольный словарь. Дидактическая игра «Засели звуки»
Игровая задача: обучение детей звуковому анализу простых слов. Оборудование: предметные картинки слов: нос, оса, соль; детали конструктора синего, красного, зеленого цвета. Ход игры: В игре участвуют от 2 до 4 детей. На деталях конструктора закреплены слова. Ребенок выполняет звуковой анализ слов «заселяя жильцов» из деталей конструктора. Предлагается слово, а дети выполняют с помощью деталей конструктора звуковой анализ. Красная деталь обозначает гласный звук, синяя-согласный твердый, зеленая-согласный мягкий звук. НАПРИМЕР: НОС первый звук (н) -согласный твердый, обозначаем синей фишкой, второй звук (о) -гласный, красной, третий звук (с) - согласный твердый, тоже синей деталью. Ожидаемый результат: дети умеют выполнять звуковой анализ простых слов с помощью деталей конструктора. Дидактическаяигра«Звуковаяцепочка»
Игровая задача: обучить детей звуковому анализу слов, умению выделять первый и последний звук в слове. Оборудование: предметные картинки: штурвал, лодка, ананас, самолет, тельняшка, детали конструктора. Ход игры: Вигре участвуют от 2 до 4 детей. На деталях конструктора закреплены слова: штурвал, лодка, ананас, самолет, тельняшка. Педагог берет слово штурвал, проговаривает вместе с ребенком, обращает внимание на последний звук в слове (л). Затем, ребенок подбирает следующее слово-картинку, которое начинается на заданный звук (л). Таким образом, выстраивается цепочка слов-картинок. Ожидаемый результат: дети правильно выполняют звуковой анализ слов, умеют выделять первый и последний звук в слове. Дидактическая игра «Отгадай букву»
Игровая задача: развитие тактильного восприятия букв, образа букв алфавита. Оборудование: коробка с деталями конструктора. Ход игры: В игре участвуют от 2 до 5 детей. Ребенок просовывает руку в короб и наощупь отгадывает букву, выложенную из деталей конструктора. Ожидаемый результат: дети знают буквы, умеют их различать и называть. Мониторинг речевого развития детей с задержкой психического развития, имеющих тяжелые нарушения речи. По результатам обследования уровня речевого развития детей можно сказать о том, что работа по развитию речи с применением Лего-игр делает коррекционно-логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению необходимого материала по развитию речи. Применение Лего-игр на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует развитию всех компонентов речи, а также и высших психических функций ребенка. Работа по накоплению словаря по лексическим темам с помощью Лего-игр дает возможность детям с тяжелыми нарушениями речи запоминать новые слова, используя тактильные и зрительные анализаторы. А это помогает в компенсации нарушения актуализации словарного запаса детей. Игры с конструктором Лего помогают обратить внимание ребенка на положение предметов в пространстве и на их расположение по отношению друг к другу (вверху, внизу, слева, справа, посредине, на столе, у домика и т. д.). Без понимания такого рода отношений между реальными предметами ребенок не сможет в дальнейшем выразить эти отношения в речи, а это значит, что он встретится с трудностями при понимании и употреблении пространственных предлогов. Особо хочется отметить возможности использования Лего-игр для развития связной речи. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями. В современных психологических и методических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии у детей не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. ЛЕГО-технологии – это один из наиболее эффективных методов такого обучения. В своей работе активно использую метод пересказа с опорой на постройки из конструктора Лего. Просмотрев спектакль, прослушав сказку или сочинив историю, дети в группе строят декорации из конструктора, а затем пересказывают со зрительной опорой на постройку. Исходя из вышесказанного, Лего-технологии могут рассматриваться как одна из актуальных технологий в системе коррекционно-развивающей деятельности с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста. Использование Лего-технологий в логопедическом процессе осуществляют коррекцию с наибольшим психологическим комфортом и с успехом могут применяться для формирования и развития всех компонентов речи, а также исправления недостатков неречевых нарушений у детей, так как на современном этапе необходимо не только дать детям систему знаний, умений и навыков в соответствии с их особенностями и возможностями, но и вызвать у них потребность общения с окружающими, способность налаживать контакты, адекватно воспринимать действительность. Перспективность применения Лего-технологий обусловливается их высокими образовательными возможностями, которые предъявляются к указанным средствам на современном этапе: многофункциональностью, техническими и эстетическими характеристиками, возможностью использования в различных игровых и коррекционных программах. Применение Лего-технологий делает коррекционный процесс более эффективным, что помогает максимально компенсировать речевые нарушения у детей на этапе дошкольной подготовки.