ЗНАЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ПОСТАНОВКИ ПРИ ИГРЕ НА ВИОЛОНЧЕЛИ
Тузова Елена Валерьевна Преподаватель по классу виолончели ГБОУ Школа 8 «Музыка» г. Санкт- Петербург Важность правильной постановки Почему так важна правильная постановка рук и корпуса и почему нужно уделять ей особое внимание в самом начале обучения. Правильная постановка корпуса и рук – это залог успешного и плодотворного обучения будущего виолончелиста. Очень часто из-за неправильной постановки - занятия на инструменте превращаются в постоянные мучения. Ученик ощущает постоянный дискомфорт при игре на инструменте и даже испытывает болезненные ощущения. Это приводит к мышечным зажимам и деформации корпуса тела. Как например, при зажатых руках одно плечо может стать выше другого, появляется шейный остеохондроз. Во избежании всех этих проблем нужно уделять постановке рук и корпуса особенное внимание и исходить от роста и физического сложения ученика. Особенно велика роль педагога в период начального обучения музыканта, когда закладываются основы его музыкально- художественных представлений и исполнительского мастерства.С первых уроков ученик должен стремиться к достижению свободных и согласованных движений рук. Путём образных пояснений и показа на инструменте педагогу нужно добиться того, чтобы ученик понимал изучаемые приёмы игры на инструменте и умел сознательно их применять. Постановка: Постановка при игре на виолончели включает: 1) Посадку ученика и положение инструмента 2) Постановку правой руки: способ держания и ведения смычка 3) Постановку левой руки: расположение пальцев на грифе и положение руки во время игры Посадка играющего и положение инструмента: Очень большое значение имеет правильный подбор инструмента. Исходить нужно от роста ученика и его физического сложения. Ни в коем случае нельзя покупать инструмент «на вырост». Садиться нужно на ½ сидения стула - с прямой спиной, корпус слегка наклонен к виолончели, ноги всей ступнёй стоят на полу. Стул должен обязательно подходить по росту ученика, чтобы ступни доставали до пола. Это создаёт устойчивое положение. Но в отдельных случаях под ноги ученика можно подложить подставку. Виолончель держится с опорой в трёх основных точках: 1) На шпиле 2) У груди 3) У колена левой ноги Для удобства игры Виолончель устанавливается наклонно
Постановка правой руки Способ держания смычка Начинать постановку правой руки на смычок нужно сначала без смычка. Рука должна быть совершенно свободная и расслабленная, как в момент держания ложки за обедом. Своим учениками всегда говорю, что ничего специально делать не надо, а тем более поднимать сначала плечо и напрягать при этом весь торс. Мы же так не делаем, когда едим!Представьте, что вы держите ложку – в этот момент ничего не напрягается – этот процесс происходит совершенно естественно и легко. Но всё же определённые правила постановки правой руки всё же соблюдать придётся. Итак – берём смычок левой рукой, а правую “надеваем” сверху на колодку смычка.
Большой палец ставим правым боком между колодкой и и кожаным покрытием. Другие пальцы ложатся сверху на трость и остаются совершенно прямыми. Не нужно специально подгонять ногтевые фаланги пальцев пол смычок - округлость пальцы приобретут совершенно естественно при ведении и смене смычка. А так же не нужно специально менять расстояние между ними, ведь это может привести к зажиму. Если мы уберём смычок, не меняя положения руки, то большой палец должен, как бы “выглядывать” между первым и вторым. Постановка левой руки и приёмы игры в одной позиции
Пальцы левой руки следует ставить на струну не слишком близко к ногтю, где- то в середине подушечки пальца. Большой палец в первых позициях чуть соприкасается с шейкой, не охватывая её, а чуть касаясь своей поверхностью ближе к ногтю и находится он между первым и вторым пальцем. В начале обучения нужно уделять особое внимание большому пальцу. Следить, чтобы он не зажимался, не впивался в шейку, а был свободным. Локоть следует держать не слишком низко – в среднем положении, чтобы удобно было переходить из первых позиций в более высокие позиции. Рука должна удерживаться на весу, а пальцы как бы опираться на гриф при нажиме на струны. Падение пальцев, а так же нажим на струны должен быть по возможности сильней, так как от этого в дальнейшем будет зависеть качество звука. Своим ученикам я предлагаю использовать эспандер, как упражнение для развития силы пальцев. Объясняя им, что пальцы - это как солдатики, которые маршируют и с силой отстукивают каждый свой шаг. Так же на начальном этапе обучения нужно много внимания растяжке пальцев. Это нужно для широкого расположения. Кроме определённых упражнений, своим ученикам я советую ходить по 30 минут в день со стирательной резинкой между 2 и 3, 3 и 4 пальцами левой рук Правильная организация домашних занятий: Для того, чтобы воспитать в ученике умение самостоятельно решать музыкально – исполнительские задачи, волевые качества: выдержку, настойчивость в достижении намеченной цели, упорство в преодолении трудностей необходимо так же уделять большое внимание правильной организации домашних занятий. Ученик должен уйти с урока с ясным представлением, над чем ему работать дома. Задачи должны быть кратко и ясно сформулированы в дневнике. В зависимости от индивидуальных данных ученика, его возраста определяется количество времени для ежедневных домашних самостоятельных занятий.Педагог вместе с родителями должен помочь составить расписание домашних занятий по специальности, музыкально- теоретическим дисциплинам с учетом занятий в общеобразовательной школе, не допуская перегрузки. Список литературы: 1) Сапожников «Школа игры на виолончели», М. 1965 2) К. Давыдов «Школа игры на виолончели» М.,1959 3) Р. Сапожников «Школа игры на виолончели» / для начинающих/, М. 1987 4) А. Борисяк «Школа игры на виолончели», М.-Л.,1969