ЗНАЧЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Панина Виктория Васильевна старший воспитатель ГУ «ЛРДР» ЛНР г. Луганск Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования познавательного интереса у детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством эксперимента. Раскрывает специфику понятий экспериментальная и поисково-познавательная деятельность. Рассматривает основные формы и этапы организации исследований детей младшего дошкольного возраста. В ней представлен практический педагогический опыт, направленный на расширение и коррекцию интеллектуальной сферы ребёнка. Ключевые слова: ранний возраст, дошкольник, мышление, причинно-следственная связь, эксперимент, опыт, поисково-познавательная деятельность, сенсорные процессы, интеллект. Актуальность проблемы. Ребёнок раннего и младшего дошкольного возраста отличается большой активностью в познании окружающего мира. Экспериментирование наравне с игрой является для детей данного возраста ведущим видом деятельности. Эффективность использования поисково-познавательных занятий для обучения дошкольников достаточно велика, так как в процессе этих занятий происходит умственное развитие ребенка, актуализация сенсорной и когнитивной сфер (восприятия, ощущения, мышления, речи и т. п.). Именно посредством занятий-опытов дети раннего возраста учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности. Новизна статьи заключается в разработке и подборке игр-экспериментов с учётом тематического планирования образовательного процесса дошкольного учреждения, школы раннего развития. Интерес к исследованиям у малыша появляется довольно рано. Известный факт, что ребёнок первого года жизни при гармоничном развитии усваивает столько информации, сколько не усваивает за последующие десять лет. Пословица «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» говорит о том, что элементарный контакт ребёнка с предметами или материалами позволяет познать их свойства, качества, надёжно закрепляет в сознании полученный опыт и актуализирует желание малыша узнать больше [1]. Основной формой организации исследовательской деятельности в дошкольном возрасте является игра-занятие с использованием экспериментов. В проведении занятий-опытов с младшими дошкольниками выделяются следующие этапы [1; 2]: 1. Определение темы и типа эксперимента (исследования могут проводиться в любой образовательной области): - познавательная (когнитивная) область «Весёлый счёт», «Цветная геометрия»; - экологическая область «Северное Сияние», «Чудо-вода», «Волшебный песок»; - лингвистическая (речевая) область «Полезные слова»; - валеологическая (физическая) область «Управляю своим телом»; - художественно-эстетическая область (арттерапия, куклотерапия «Игрушки, радующие душу», сказкотерапия, музыкотерапия); - личностно-волевая область (поведенческая) «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Турнир вежливости» и т. п. 2. Постановка цели и задачи эксперимента (обучающей, развивающей, коррекционной, воспитательной). 3. Проведение игрового тренинга познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, логического мышления детей (дидактические игры); 4. Поиск и предложение возможных гипотез решения познавательной задачи. 5. Демонстрация опыта. 6. Проведение эксперимента с участием детей. 7. Анализ полученных данных в различных формах (таблицы, схемы, рисунки, дневник наблюдений и т. д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования. 8. Фиксация полученных результатов. Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. В первую очередь необходимо обеспечить специальную предметно-развивающую среду. Например, для исследований в экологической области в группе можно выделить специальный уголок с названием «Экологическая тропинка», где разместить: - природный материал (песок, глина, камешки, почва, ракушки, различные виды круп, семена овощей, гербарий из цветов, листьев деревьев); - оборудование для проведения опытов (стаканчики, ложечки, тарелочки, контейнеры для сыпучих продуктов, лупы, клеёнчатые фартучки, нарукавники, зеркала, сито); - дидактические игры: «Земля и её жители», «Времена года», «Свойства воды», «Космос», «Чудесный мешочек», рисунки, схемы, алгоритмы; - бросовый материал (пробки, пуговички, пустые коробочки, ватные палочки, трубочки для коктейлей и др.). Создание своеобразной «лаборатории» способствует самостоятельному приобретению опыта детьми раннего и младшего дошкольного возраста в экспериментальной деятельности. Нами был синтезирован цикл занятий, направленных на обучение малышей наблюдению за явлениями природы, формулировке проблемы, построению гипотезы и умозаключения (вывода). С целью закрепления знаний детей младшего дошкольного возраста о свойствах воды, проведено занятие-опыт «Вернём рыбке воду». Цель: познакомить детей со свойствами воды, вызвать интерес к получению новых знаний. Развивать речь, активизировать словарь за счёт новых слов, используемых в ходе опытов (различные свойства воды, состояние, обитатели). Воспитывать бережное отношение к природе, желание заботиться о сохранности всего живого. Развивать умение ставить цель, находить пути решения задач, доводить дело до конца; закреплять умение работать в коллективе. Задачи: 1. Образовательные: - закрепить знания детей о физических свойствах воды, её значении в природе; - продолжать формирование навыков экспериментирования с водой; 2. Развивающие: - развивать познавательно-исследовательскую активность детей, навыки анализа, сравнения; - развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление; - уметь решать познавательные задачи, делать умозаключение и выводы. 3. Воспитательные: - воспитывать доброе, чуткое отношение к окружающему миру, бережное отношение к воде. Материал: · Стеклянная ваза, рыбка, миска; · Пластиковые стаканчики, ложки, салфетки, бумажные «замки»; · Белые пуговицы, гуашь. · Вода, апельсиновый сок, молоко, конфеты, лимон, сахар. Предварительная работа: чтение книги «Приключение капельки», беседа с детьми о свойствах и значении воды в жизни животных, растений и человека, наблюдения на прогулках, проведение дидактической игры «Ходит капелька по кругу» (используется прием алгоритма действий и «фантазирования» - дети выступают в роли «капелек-маленьких человечков», передвигают символы по схеме и обыгрывают этапы процесса круговорота воды в природе). Словарная работа: лаборатория, опыт, эксперимент. Интеграция образовательных направлений: познавательное развитие («Мир природы», «Мир человека»), сенсорное воспитание, речевое развитие. Ход занятия: Воспитатель приглашает ребят отправиться в лабораторию. Вопрос детям: чем занимаются в лаборатории? (проводят опыты). - Дети, проходим в зал (перед детьми на столе стоит бутылка с водой). Сегодня вы будете маленькими «учёными», вместе с вами мы проведем ряд опытов с водой. Вопрос: для чего нам нужна вода? (пить, поливать растения, соблюдать гигиену, готовить пищу и т.д.). На столе стоит аквариум с искусственной рыбкой, но без воды. Рядом миска с водой, которая заслонена замками, вырезанными из цветного картона. - Ребята, чтобы помочь рыбке, нужно открыть замки, но для этого нам нужно провести опыты и как можно больше узнать о свойствах воды. Приступаем. Опыт № 1 «У воды нет запаха» Перед детьми стоит по 2 стакана – с апельсиновым соком и водой. - Берём стакан с соком. Понюхайте его и по запаху определите, какой это сок? (апельсиновый). Как вы догадались, что сок – апельсиновый? (пахнет апельсинами). Из каких фруктов он приготовлен? (из апельсин). - А теперь возьмите стакан с водой. Понюхайте, чем она пахнет? (нет запаха). - Правильно, у воды нет запаха. Однако иногда вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для вашего здоровья. Вместе с детьми делаем первый вывод: у воды нет запаха. Снимаем первый замок. Опыт № 2 «У воды нет вкуса» На столе одноразовые тарелочки с лимоном и конфетами (кусочки сахара), стаканы с водой, пластиковые ложечки; песок. - Ребята, возьмите по кусочку лимона и попробуйте, какой он на вкус? (кислый). - А теперь попробуйте конфету (сахар). Какая она на вкус? (сладкая). - Интересно, а есть ли вкус у воды? Давайте проверим – возьмите стакан с водой и попробуйте (без вкуса). - Верно, у воды нет вкуса. Когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие говорит: "Какая вкусная вода!", хотя на самом деле ее вкуса не чувствует. Вывод 1: уводы нет вкуса. - У нас на столе лежит сахар. Бросьте по одному кусочку сахара себе в стакан и перемешаем его. Что произошло с сахаром? (он растворился). Вода поменяла цвет? (нет). А теперь попробуйте воду ещё раз на вкус. Какая она стала? (сладкая). Почему? (сахар сладкий, растворился в воде и придал ей вкус). Вывод 2: вода растворяет сахар, может принять вкус того вещества, которое в неё добавили. - Возьмите два стаканчика с водой. В один из них положите обычный речной песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Вывод 3: в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются. Снимаем второй замок. Опыт № 3 «Маленькие айсберги» На столе в стаканчиках несколько кубиков льда из холодильника, 2 стакана - с водой и пустой; термос с горячей водой. Предварительная работа: разлить накануне по формочкам обычную или подкрашенную воду, положить в формы с водой концы тесёмочек или верёвочек, затем поставить эти формы в холодильник или на мороз на улицу, через сутки дети рассматривают льдинки. - Ребята, возьмите кусочек льда в руки. Какой он? Что почувствовали ваши ручки? (холодный лёд). - Возьмите стакан с водой и перелейте её в пустой стаканчик. Что происходит? (вода льётся, т. к. она жидкая). - Теперь берите стакан со льдом и попробуйте перелить его в пустой стаканчик. Что вы видите? (не льётся). Почему? Постучите ним о стол. Какой лёд? (лёд твёрдый, потому не может литься). - Возьмите кусочек льда в ладошку и немного подержите его. Что произошло? (от тепла рук лёд тает и превращается в воду). Воспитатель берёт термос с кипятком. Открывает его, чтобы дети увидели пар. Помещает над паром стекло или зеркальце. Показывает детям выступившие капельки воды. Вывод: лёд и пар – это тоже вода; вода может быть как в жидком, газообразном так и в твёрдом состоянии (при низких температурах замерзает, при высоких - испаряется). - Мы разгадали ещё одно свойство воды, снимаем третий замочек. Опыт № 4 «Вода прозрачная» Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой - с молоком; ложечки, салфетки, пуговицы, гуашь. - Посмотрите, ребята, а вы знаете, какого цвета молоко? (белого). Давайте проверим, какого цвета вода. Закройте глаза. Я опущу в стакан с молоком и водой по пуговице – ваша задача определить их цвет. Откройте глаза. Какого цвета пуговица в стакане с молоком? (нет). Почему? (в молоке не видно). Предлагаю взять ложечки и вытащить на салфетку пуговицу. Погружаем эту же пуговицу в стаканчик с водой. Теперь мы можем увидеть какого цвета пуговица? Почему? (да, вода не имеет цвета – она прозрачная). На столе стоят баночки с гуашью. Предлагаем детям окунуть кисточку в гуашь и размешать в стакане с водой. Следим за тем, как вода приобретает цвет краски. Вывод: вода прозрачная, она может менять цвет в зависимости от цвета, добавленного в неё вещества. Снимаем четвёртый замок. Опыт № 5«Вода не имеет формы» - Ребята, налейте воду в кувшин, тарелку, стакан, на поверхность стола. Что происходит? (вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей). Вывод: жидкая вода не имеет формы. Снимаем пятый замок. Для детей старшего дошкольного возраста можно предложить игру «Рисуем мыльными пузырями»: дети самостоятельно по алгоритму готовят мыльный цветной раствор. Трубочкой выдувают мыльные пузыри и на край стакана помещают лист бумаги. Остается мыльный цветной оттиск. Используя прием фантазирования, дети дорисовывают фломастерами или цветными карандашами воображаемый предмет или сказочного героя. - Молодцы. Вы все хорошо постарались: сняли замки, вернули рыбке воду – теперь она не погибнет, а самое главное – узнали много нового о свойствах воды (дети черпают из миски воду и наливают её в аквариум с рыбкой). Как правило, дошкольники активно участвуют в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действуют с предметами, выявляя их особенности. Проведя цикл занятий по экспериментированию и текущую диагностику знаний, умений и навыков детей, выяснили, что уровень познавательных интересов младших дошкольников по сравнению с предыдущими данными повысился на 31,4%, исследовательских умений на 44,2%. Дети показали положительную динамику развития практически по всем образовательным направлениям. На основании диагностических данных можно сделать вывод о том, что в процессе занятий-опытов дети учатся: - видеть и выделять объект исследований; - принимать и ставить цель; - анализировать объект или явление; - выделять существенные признаки и связи; - сопоставлять различные факты, выдвигать предположения, выбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент; - высказывать суждения, делать выводы и умозаключения; - фиксировать этапы действий в виде рисунков или графически [2]. Таким образом, в результате экспериментально-исследовательской деятельности дети учатся действовать сообща, развиваются волевые качества - целеустремлённость, настойчивость в поиске и достижении результата, желание дальнейшего самостоятельного исследования и познания. Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную двигательную деятельность в процессе экспериментирования, мы способствуем развитию интеллектуальных и творческих способностей малышей в целом. Список литературы 1. Казакова Г.Н. Эксперименты и опыты для детей старшего дошкольного возраста [электронный ресурс] / Г.Н. Казакова. – Москва. – 2015. – Режим доступа: eksperimenty_i_opyty_1.docx 2. Сысолина А.В. Картотека опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста [электронный ресурс] / А.В.Сысолина. – Челябинск. – 2016. - Режим доступа: opyty._starshaya_1.docx