ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ИЗГОТОВЛЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
Мочалова Татьяна Викторовна Воспитатель МАДОУ Детский сад «Карусель» г. Пермь Игра — ведущий вид деятельности дошкольника. В сюжетно-ролевых играх отражаются представления детей об окружающем мире, взаимоотношениях и профессиональных обязанностях людей. Ребёнок переносится из повседневной рутины: примеряет интересную роль, использует образы памяти и фантазию для действия в придуманной ситуации. Сюжетно-ролевая игра не только развлекает ребёнка, но и является элементом образовательного процесса в детском саду. В дошкольном детстве игра носит воспитательный характер: с её помощью формируются важные личностные качества и развиваются умственные способности. Сюжетно-ролевая игра выступает одним из основных методов обучения: закладывается культура взаимоотношений внутри коллектива, прививается уважение к труду взрослых и различным профессиям, закладываются простые социальные компетенции (как вести себя в обществе). Цель проведения сюжетно-ролевых игр с дошкольниками: разностороннее развитие личности ребёнка в условиях вымышленной ситуации. Задачи проведения сюжетно – ролевых игр: *развитие творческих способностей детей; *создание устойчивого интереса к профессиональной деятельности взрослых (игры в сотрудников полиции, спасателей, врачей, космонавтов и т.д.; *создание условий к изготовлению декораций и атрибутов для будущих игр. В нашей группе в сентябре мы провели опрос среди детей: в какие сюжетно – ролевые игры они хотели бы играть. После опроса составили план изготовления таких игр. Сроки изготовления: сентябрь – ноябрь (4 игры в месяц). № Название Цель игры Игровой материал Сюжетная линия 1. Почта Расширять представления о способах доставки и получения корреспонденции. Одежда и сумка почтальона, конверты, открытки, газеты, журналы, посылки, бланки, печати, штампы. Люди пишут друг другу письма, посылают телеграммы, посылки. Почтальон доставляет почту по адресам. 2. Школа Расширять представления о школе, развивать ответственное отношение к своим обязанностям, знакомить с режимом школьной жизни. Куклы в школьной форме, учительский и ученические столы, указка, звонок, школьные принадлежности. Ученики приходят в школу, их встречает учитель, проводятся уроки. 3. Кафе Формировать навыки доброжелательного отношения, знакомить с меню, принимать и доставлять заказы, оплачивать заказ. Столы и стулья, наборы посуды, наборы продуктов, меню, скатерти, салфетки, подносы. Клиенты приходят в кафе, их встречает официант, провожает за стол, предлагает изучить меню. Клиенты делают заказ, официант их обслуживает. 4. Полигон Формировать представления о воинской профессии, о видах военной техники; воспитывать чувство патриотизма, гордость за свою Родину. Тканевая развёртка – полигон, пилотки, различная военная техника, воины – солдаты, предметы – заместители. Дети разворачивают развёртку – полигон, устанавливают военную технику, солдат, предметы заместители и придумывают сюжет игры. 5. Аэропорт «Большое Савино» Формировать представления о профессии лётчика, о различных видах самолётов и вертолётов. Тканевая развёртка – со взлётной полосой, самолёты, вертолёты, предметы – заместители. Дети разворачивают тканевую развёртку со взлётной полосой, устанавливают летательные аппараты, предметы – заместители и придумывают сюжет. 6. Станция Пермь – 1. Формировать представления о профессии моряка, о различных видах морских судов. Тканевая развёртка – вода (море, река), различные виды морских судов, игрушки – моряки, пилотки, бескозырки, воротнички, тельняшка. Дети разворачивают тканевую развёртку, устанавливают морские суда, одевают морскую амуницию, предметы – заместители и придумывают сюжет. 7. Зоопарк Расширять представления детей о гуманной направленности труда работников зоопарка, об основных профессиях: директор зоопарка, рабочие, врач, проводник, работник кухни, экскурсовод, об основных трудовых процессах по обслуживанию животных. Билеты; клетки для животных; указатели; строительный материал; набор игрушек-животных. Приобретение билетов в зоопарк, выбор маршрута, экскурсия по зоопарку, наблюдение за кормлением животных, работа экскурсовода.
8. Цирк Закреплять представления детей об учреждениях культуры, правилах поведения в общественных местах, закреплять знания о цирке и его работниках. Билеты; атрибуты: носики, колпаки, свистульки, мыльные пузыри, «ушки»; фигурки клоунов, животных атрибуты для цирковых артистов: канаты, обручи, шары, булавы; грим, косметические наборы; Изготовление билетов, подготовка костюмов; покупка билетов; приход в цирк; подготовка артистов к представлению, составление программы; цирковое представление с антрактом. 9. ГИБДД Воспитывать уважение к труду работников инспекции безопасности движения, закреплять представление об их значении для жизни города, условиях труда и взаимоотношениях «инспектор — водитель», «инспектор — пешеход». Развивать диалогическую речь. Жезлы; свистки; дорожные знаки; светофоры; водительские права, одежда для полицейского. Определение места работы инспекторов, работа с планами; инспектор — водитель; инспектор — пешеход; оформление документов на машину; отчет инспекторов начальнику ГИБДД.
10. Ателье Воспитывать уважение к труду швеи, модельера, закройщика, расширять представления о том, что их труд коллективный, что от добросовестной работы одного человека зависит качество труда другого. Развивать умения применять в игре знания о способах измерения. Швейные машинки; журнал мод; швейные инструменты (сантиметр, нитки, образцы ткани, и др.); фурнитура; выкройки; бланки заказов; «манекены». Выбор и обсуждение модели с модельером, подбор материала; закройщики снимают мерки, делают выкройку; приемщица оформляет заказ, определяет сроки выполнения заказа; швея выполняет заказ, проводит примерку изделия 11. Фотоателье Расширить и закрепить знания детей о работе в фотоателье, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу, учить благодарить за оказанную помощь и услугу. Детские фотоаппараты, зеркало, расческа, фотопленки, образцы фотографий, рамки для фотографий, фотоальбомы, деньги, чеки, касса, образцы фотографий. Клиент здоровается, делает заказ, оплачивает, снимает верхнюю одежду, приводит себя в порядок, фотографируется, благодарит за услугу. Фотограф фотографирует, делает фотографии. В ателье можно купить фотоальбом, фотопленку. 12. Супермаркет Научить детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры. Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни; познакомить с разными отделами в магазине.
Касса; спецодежда для продавцов, кассиров, чеки, сумки, кошельки, деньги; отделы: одежда, обувь, головные уборы платья, ткани, ювелирные изделия, подарки, гастрономический отдел, ценники, названия отделов; телефоны, тележки для продуктов.
Приход в супермаркет; покупка необходимых товаров; консультации менеджеров; объявления о распродажах; оплата покупок; упаковка товара; решение конфликтных ситуаций с директором или администратором супермаркета.