ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ, ПОВЫШАЮЩИЕ КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ
Муллагильдина Регина Ражаповна Преподаватель ГБПОУ УКОТ г.Уфа Среднее профессиональное образование – это звено в системе непрерывного образования и оно призвано удовлетворять потребности общества и государства в получении специалиста среднего звена с высокой квалификацией. Поэтому в образовательном учреждении должна быть создана современная система обеспечения качества образования, которая будет представлять собой совокупность средств и технологий, гарантирующих достижение таких образовательных результатов, которые отвечают заданным нормативам, критериям, стандартам и запросам общества. При оценке эффективности деятельности образовательного учреждения показатель качества обучения является основным. Педагог должен подготовить человека, способного самостоятельно добывать знания и применять их в любой жизненной ситуации. Поэтому он должен организовывать образовательный процесс таким образом, чтобы участники образовательного процесса самосовершенствовались. Это обеспечит их готовность к реализации в жизни. Традиционные методы образования, которые преимущественно предоставляют готовые знания, малоэффективны, так как в информационный век, доступ к информации есть практически у каждого человека. В связи с этим в учебной деятельности актуальным становится применение нового подхода к организации учебного процесса и современных технологий, как методов обучения. Урок, построенный на современных технологиях, позволит сформировать у обучающихся глубокие знания, самостоятельность при получении знаний, опыт в решении проблем. Педагог, который при построении урока задает себе вопрос о том, как сделать урок интересным, необычным, запоминающимся, всегда ищет новые методы и технологии. Существует несколько технологий, при реализации которых обучение будет эффективным: 1. Игровая технология. Применять игровые технологии можно на любом этапе урока. Положительными аспектами является - высокая степень запоминания материала, развитый стойкий познавательный интерес к предмету. У обучающихся развивается воображение, снижается психологическое напряжение, развиваются навыки работы в группе, принятия самостоятельных решений и развитие чувства ответственности. Но полностью обеспечить достижение всех образовательно-воспитательных целей, при помощи игры нельзя, поэтому ее стоит включать в процесс обучения в сочетании с другими технологиями. 2. Технология уровневой дифференциации. Уровневая дифференциация предполагает такие формы обучения, которые позволяют каждому конкретному обучающемуся, дать необходимый именно ему объем знаний. Уровневая дифференциация применяется на разных этапах урока - текущая проверка усвоения пройденного материала, изучение нового материала, первичное закрепление материала, дифференцированное домашнее задание. Использование уровневой дифференциации позволяет обеспечить образовательные потребности всех обучающихся, право выбора уровня задания, обеспечивает стремление к росту, формирует ощущение успешности, высокую самооценку. Для одаренных обучающихся, проводятся консультации, оказывается помощь в подготовке к олимпиадам, конкурсам. Повышение эффективности обучения непосредственно связано с тем, насколько полно учитываются особенности каждого обучающегося. 3. Технология проблемного обучения. Для реализации этой технологии, перед обучающимися ставится проблема, и они при непосредственном участии педагога или самостоятельно исследуют пути и способы её решения. При этом обучающиеся строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки её истинности, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают. 4. Информационные и коммуникационные технологии. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией, позволяющий активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока. У обучающихся формируется умение работать с информацией, развитие коммуникативных способностей. При применении мультимедийных презентаций учебный материал представляется как систему ярких опорных образов. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию в долговременную память обучающихся; Ресурсы Сети Интернет становится составной частью современного образования (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, дистанционное обучение, конкурсы). Получая информацию, обучающиеся учатся систематизировать её по заданным признакам, т.е. видеть информацию в целом, выделять главное в информационном сообщении; При использовании интерактивной доски и программного обеспечения материал можно достаточно полно изложить и усвоить. 5. Технология проектной и исследовательской деятельности. В основе метода проектов лежит творческая деятельность. При этом у обучающихся развиваются познавательные, творческие навыки. Обучающиеся сами ставят цели и задачи проекта, разыскивают необходимую информацию в разных источниках. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже модели или прототипа. Исследование - это процесс поиска неизвестного, новых знаний. Для повышения эффективности и качества обучения необходимо продумывать новые пути реализации инновационных подходов в обучении, тщательно отбирать формы, методы, учитывая специфику изучаемого предмета.