ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ
Сонникова Наталья Александровна, Термелёва Анастасия Сергеевна, воспитатель, ГБОУ СОШ №4 СП ДС «Светлячок» Самарская область, г.о. Кинель, п.г.т. Аексеевка Проектная деятельность как средство активизации речевого аспекта очень важна и необходима для развития дошкольников, особенно детей с ОВЗ. Большую часть детей с диагнозом ОВЗ представляют ребята с нарушением речевого аппарата В наших проектах присутствует много игрового материала, доступного для усвоения и дальнейшего развития ребенка с ОВЗ. Материал строго дифференцирован, позволяет работать как индивидуально, так и с подгруппой ребят. В индивидуальных заданиях ребенок развивает связную речь, активизирует словарь, осваивает новые знания, закрепляет ранее усвоенные знания окружающего мира, развивает графо моторные навыки, внимание, память и многое другое. Все задания проговариваются и обговариваются детьми, это обязательное и необходимое условие для развития коммуникативно-речевой деятельности. На примере экологического проекта «Деревья вокруг нас», который оформлен в виде лепбука, хочется показать вариативность и многообразие заданий, которые способствуют разностороннему развитию поставленных задач перед дошкольниками. Любой проект начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В игровой деятельности ребенок получает новые знания в доступной, простой и понятной форме, активизируется интерес к познавательно-исследовательской деятельности детей. Проект можно оформить в любой доступной форме, в виде стенгазеты, лепбука, папки-передвижки, папки-накопителя, основная задача простота и доступность подачи материала. Поэтому мы решили познакомить детей поближе с деревьями, их особенностями, прививать любовь к природе. Наш проект «Деревья вокруг нас» способствует этому. Дети учатся отличать деревья, видят их красоту, взаимосвязь окружающего мира. Наш лепбук в виде чемоданчика, открыв его вынимаем несколько разворотов. Теперь рассмотрим игры более подробно. Верх чемоданчика – дерево, на нем есть надрезы куда можно вставлять птиц, насекомых, животных. Развиваем речь ребенка, познавательные способности. Открываем и видим картинки разных времен года. Где ребенок может показать стрелкой нужное время года. Учится сравнивать деревья в разные периоды. Видеть красоту природы в разное время года. Здесь же альбом «Деревья». Рассматривая его ребенок закрепляет свои знания о деревьях, внешнем виде их листьев, плодов; развивает внимание, наблюдательность, память. познавательный интерес. Следующий разворот представляет игры: Игра «Четвёртый лишний» Цель: Развитие умений классифицировать деревья и кустарники по существенным признакам. Дидактический материал: Карточки с изображением 4 видов деревьев и кустарников, 3 из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к другой группе. Ход игры: Детям дается задание: «Рассмотрите картинки, назовите, что на них изображено и определите, какое изображение лишнее. Картинки деревьев с загадками. Игра «Назови части дерева». Цель: Закреплять знания о дереве и формировать новые знания. Развивать память, мышление. Правила игры: Вместе с детьми рассмотреть дерево и уточнить такие понятия, как «крона», «макушка», «ствол», «ветки», «корни». Непосредственное рассматривание поможет закрепить части дерева. Игра «Назови деревья и найди каждому дереву листок». Цель: умение различать и называть деревья и определять листья. Переходим на другой разворот Книжка «Кому нужны деревья в лесу?». Поможет сформировать понятия о том, что дерево может быть домом для животных, птиц, насекомых; приносить пользу лесным обитателям. Игра «Что делают из дерева» с изображениями предметов из дерева Подборка предметных картинок направлена на расширение знаний об окружающем мире, обогащение словарного запаса детей, активного словаря. Игра «Лото» Игра «Собери картинку» Цель: Развитие логического мышление, кругозора, познавательного интереса и речевой активности. Игра «Соедини картинки» Расскажи-ка Таблица по которой ребенок может описывать деревья. Игра «Что сначала, что потом?» Цель: умение располагать картинки в порядке развития сюжета. Дидактический материал: Набор картинок для игры «Что сначала, что потом?», по четыре картинки в каждой серии. Ход игры: Воспитатель предлагает детям серии картинок (по четыре картинки каждому ребенку), которые нужно внимательно рассмотреть и определить, что было сначала, что потом. «Какая картинка первая? Что было сначала?» В наших проектах мы используем следующие игровые формы и приемы: драматизация, пазлы, составные части, атрибуты профессий, раскраски, дорисовки, и многое другое. В нашем саду практически по каждой лексической теме оформлен тематический проект. Например: «Большое путешествие» - транспорт, «Дикие животные». «Что мы Родиной зовем», «Откуда пришёл хлеб», «Сарафан, сафьян, кафтан – выбирай дружочек сам!» - одежда и многое другое.