Конференции

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РОДНЫМ СЕЛОМ

Андрова Лариса Васильевна-
воспитатель первой квалификационной категории
МБОУ «Верещагинский образовательный комплекс»
структурное подразделение Ленинская школа

Чтобы воспитать любовь к родным местам,

гордость за свой народ,

нужно научить детей любить

не придуманную нами Родину,

а такую, какая она есть.

А любить и беречь можно, только то,

что чувствуешь, знаешь, понимаешь


Воспитание любви и уважения к родному краю – важнейшая составляющая нравственно-патриотического воспитания. Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается, не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому, селу, детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, а потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля.
Российские исследователи С.А. Козлова и Т.А. Куликова предлагают в качестве одного из решений проблемы патриотического воспитания дошкольников, познание ими Родины – России, и того региона, где они проживают.
Вот поэтому мы придерживаемся принципа «Идти надо от близкого к далекому».
В нашей работе мы раскрываем направление «Воспитание нравственно-патриотических чувств через ознакомление дошкольников с родным селом».
Целью работы является развитие представлений у дошкольников о родном селе - Ленино.
Знакомство дошкольников с родным селом является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого села, историю его возникновения, достопримечательности. Поэтому работу проводили последовательно, от более близкого, знакомого.
Знакомство дошкольников с родным селом, начали с наблюдения ближайшей улицы, на которой находится детский сад. Рассказали детям о том, как называется улица, что на ней много разных домов, у каждого дома номер, что кроме детского сада есть и другие объекты: школа, магазин. Дали понятие, что такое «улица».
Продолжая работу по ознакомлению дошкольников с родным селом, совершали с ними целевые прогулки по ближайшим улицам. Рассматривая объекты: школа, фельдшерский пункт, памятник воинам ВОВ, почта, магазин, ферма, Дом культуры, рассказывали об их назначении. Подчеркивая, что все это создано для удобства человека. Знакомили детей с названием улиц. Во время прогулок дети любовались и восхищались красотой родного села. Свои впечатления они отражали в рисовании: «Улица села». Большое значение имели беседы с дошкольниками на темы: «Моя малая родина», «Как мы с семьей праздновали 9 Мая», где они рассказывали, что интересного увидели и узнали о родном селе.
Затем мы знакомили детей с достопримечательностями села, а также в честь кого они названы. Экскурсия к Памятнику воинам ВОВ, дали возможность еще раз показать и рассказать детям, что люди помнят и чтят имена тех, кто отдал жизнь за счастье людей. Рассматривая фотографии, сделанные во время экскурсий, дети обменивались впечатлениями, вспоминали увиденное, рассказывали, что интересного узнали о селе. Свои впечатления от экскурсий дети отражали в рисовании «Мое село», в конструировании «Улицы села».
Не менее сильным средством в воспитании любви к малой родине принадлежит художественной литературе. Читали дошкольникам произведения классика русской литературы – А. С. Пушкина, стихи С. А. Есенина, А. А. Блока, рассказав, что произведения этих писателей известны во всем мире. Для воспитания патриотических чувств важны исторические знания. Также мы с воспитанниками разучили стихотворение о родном селе:
Село моё любимое,
Село моё родное.
Зелёное ты летом,
А осенью цветное.
Белоснежное и чистое
Ты стоишь зимою.
А весной ты нежное,
Я горжусь тобою.
Одной из задач патриотического воспитания – уважение к трудящемуся человеку. Наблюдая за сельчанами и их трудом по благоустройству села, за машинами на улицах, как они помогают человеку, показали детям родное село как село-труженик. Знакомя дошкольников с трудом взрослых, организовали экскурсию на почту, в фельдшерский пункт где дети познакомились с ее назначением, с профессиями работников социальной сферы. Полученные знания о труде взрослых, дети вносили в свои сюжетно-ролевые игры: «Почта», «Магазин», «Больница».
На информационном стенде для родителей, размещали советы и рекомендации. Обращались к ним с просьбами: рассказывать детям о селе, рассматривать здания, познакомить с названием улицы и номера дома, где живет семья. Совместно с ними оформили альбомы «Моя семья», старались научить ребенка искренне любить свой дом, проявлять чувство сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким. Для этого организовали фотовыставку «Дом, в котором я живу». Рассматривая фотовыставку, дети с гордостью рассказывали о своем доме, о своих родных. А также семейный конкурс рисунков «Как я вижу свой поселок», где дети совместно с родителями нарисовали лучшие уголки в поселке, где им очень нравиться проводить время. И большинство детей отразили в рисунках наш парк Сатиной, облюбовавшее им место.
Выстроили сетевое взаимодействие с библиотекой. Библиотекарь проводила познавательные часы для детей с применением практических заданий.
Чтобы воспитать любовь к родным местам, гордость за свой народ, нужно научить детей любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть. А любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. Продолжая знакомство старших дошкольников с родным селом, старались показать, как оно красиво и современно.
Таким образом, в знакомстве с родным селом, краем, страной с их достопримечательностями заложены возможности для патриотического воспитания, при этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает, окружающий мир. Это создает у него более яркие, эмоционально насыщенные запоминающиеся образы. Так приходит любовь к Родине, ее природе, истории, культуре, людям.
Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину.
2021-10-26 14:31 Октябрь 2021