УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ ПО ПОВЫШЕНИЮ МОТИВАЦИИ «СКОРАЯ УЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ – БРИГАДА СУП»
Кудашова Ирина Александровна, Учитель начальных классов МАОУ «Гимназия №47», г.Екатеринбург Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования социальных компетентностей, активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования. Условия возникновения и становления опыта: существует проблема невостребованности полноценных знаний, значительно снижается мотивацию у школьников при изучении предмета. Все вышеперечисленное указывает на необходимость организации учебно-познавательного процесса, направленного на формирование мотивационной сферы обучаемого, становление и развитие внутренних мотивов познавательной деятельности. Причины обращения к проблеме: а) неудовлетворённость организацией взаимодействия на уроке между учителем и учеником; б) пассивность некоторой части учащихся в ходе учебных занятий, во внеурочной деятельности по предметам и увеличивающуюся тенденцию потребления знаний в уже готовом виде из-за низкой сформированности исследовательских, креативных, информационно-технологических и коммуникативных умений. Противоречия: - между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и большим объемом теоретических сведений, получаемых на уроках; - между высокими требованиями, предъявляемыми к образованию школьников и недостаточно сформированными общественными умениями и навыками; - между возрастающей практической значимостью школьного курса и дефицитом учебного времени. Как «замотивировать» школьников на изучение учебных дисциплин? Этот вопрос особенно актуален для меня как учителя Поэтому стратегической целью представленного проекта является формирование положительных мотивов к изучению школьных предметов начального образования в условиях общеобразовательной школы. Объект исследования: мотивация учащихся к обучению. Предмет исследования: процесс развития позитивной мотивации к обучению учащихся через использование взаимоподдержки и взаимопомощи. Гипотеза исследования: процесс развития позитивной мотивации к обучению учащихся будет эффективным, если: · определены теоретические основы развития позитивной мотивации к обучению учащихся; · выявлена совокупность факторов, влияющих на развитие позитивной мотивации к обучению учащихся; · разработана методика развития позитивной мотивации к обучению через использование взаимопомощи и взаимоподдержки; · обеспечено педагогическое сопровождение развития позитивной мотивации к обучению учащихся через использование взаимопомощи и взаимоподдержки; · процесс развития позитивной мотивации к обучению учащихся является направлением и конечной целью специально организованной работы. Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи: · Изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме мотивации обучения младшего школьника. · Используя специальные диагностические методики, выявить личностные особенности и имеющийся начальный уровень учебной мотивации учащихся. · Выявить дидактические средства, способствующие формированию положительных мотивов к изучению предметных областей. · Проверить эффективность предложенных средств в реальной практике. · Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта. Для достижения цели исследования и решения поставленных задач был применён комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: теоретический анализ литературы и исследований по проблеме; изучение и обобщение практического опыта по теме исследования; изучение документов, определяющих политику государства в области образования; педагогический эксперимент, включающий анкетирование, тестирование, прогнозирование, моделирование, независимые экспертные оценки, наблюдения, беседы, контент-анализ, тренинг, развивающие игры; статистическая обработка результатов работы. Научная новизна исследования состоит: · в определении теоретических основ развития позитивной мотивации к обучению учащихся: подходы, закономерности, содержание и его компоненты, критерии, показатели; · в выявлении совокупности факторов, влияющих на развитие позитивной мотивации к обучению (социальных, побудительных, образовательных, организационных, коммуникативных, психологических); · в разработке методики развития позитивной мотивации к обучению учащихся через взаимопомощь и взаимоподдержку, позволяющей дифференцировать обучение с учётом познавательных потребностей, ближайших интересов и актуального состояния мотивации учащихся к обучению; Исследование проводилось в период с 2019 г. по 2020 г. и состояло из нескольких этапов: Первый этап - теоретическое осмысление проблемы, определение наиболее значимых теоретических положений, уточнение и наполнение содержанием понятия "позитивная мотивация", разработка и определение задач исследования. Второй этап - практическая организация работы по анализу мотивации к обучению учащихся. Разработка и реализация методики развития позитивной мотивации к обучению учащихся младшей школы Третий этап - уточнение и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы. Прогнозируемые риски и методы их коррекции: · Ухудшение креативной способности учащихся вследствие чрезмерного полагания на товарища. Коррекция: стимулирование обучающихся не просто на поиск и сбор информации, а на анализ найденного материала; на самостоятельную работу с помощью товарища. · Вред здоровью при невыполнении требований САнПиН. Коррекция: 1. Поддержание санитарно-гигиенических условий (температура, влажность, освещенность, уровень электромагнитного излучения). 2. Грамотное построение работы с использованием партнерского взаимодействия. 4. Выполнение упражнений для профилактики зрительного утомления и снятия мышечного напряжения. 5. Создание психологически-комфортной среды в процессе обучения. Предполагаемый результат: · устойчивая внутренняя мотивация к изучению предметных дисциплин · сознательные предметные знания и умения, усвоенные системно, на длительный срок; · способность к различным формам мышления, способность к активной умственной деятельности в течение длительного времени; · социальные компетентности, развивается социальный опыт учащихся. У каждого ученика есть как некоторый наличный уровень положительной мотивации, на который можно опереться, так и перспективы, резервы ее развития. Первое, с чего я начинаю - это анализ мотивационной сферы ученика. Предметом анализа для меня становятся такие компоненты мотивационной сферы ученика, как его мотивы, цели, эмоции, а также состояние умения учиться (знания, учебная деятельность, обучаемость), т. е. качеств, влияющих на мотивацию. Для анализа использую различные методы: 1. Наблюдение. Цель наблюдения конкретизирую показателями мотивации учения. В качестве таких показателей выступают различные признаки активности учащихся на уроках: особенности учебной деятельности; характер вопросов к учителю, характер ответов учащихся (по собственному желанию или инициативе учителя, содержательные или только формальные и т. д.); общий уровень и избирательность познавательной активности на разных уроках. 2. Анкетирование. 3. Анализ успеваемости, качества знаний и степени обученности учащихся. 4. Анализ результатов внешней экспертизы. Рассмотрим пути и методы формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности в классах. Существуют традиционные методы повышения мотивации: использование красочных иллюстраций, дополнительных источников информации (газеты, журналы, методические пособия), методических карточек, аудиозаписей; проведение минуток для релаксации, тематических игр, пение, игры. Я решила использовать в работе партнерские виды работы. Предлагаю ученикам примерить на себя роди Учитель-ученик. Это позволяет лучше усвоить учебный материал и тому, кто объясняет, и тому, кому нужно дополнительное разъяснение. Младшие школьники говорят на понятном друг другу языке, ими хорошо усваивается объяснение материала другом, товарищем, одноклассником Использование данной технологии позволило мне: 1. Значительно сэкономить время на уроке; 2. Повысить уровень мотивации в ходе обучения; 3. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс; 4. Выполнить все поставленные задачи. Выводы: 1. Современная социальная ситуация вызывает заинтересованность в усвоении школьных предметов в целях более успешного образования и трудоустройства. Это осознают родители, но в начале эксперимента дети разделяли их установки только из послушания. Благодаря использованию взаимопомощи на уроках уровень мотивации учащихся достаточно изменился. 2. Динамика развития учебной мотивации выражена в переходе от недифференцированного мотива любознательности к специфическому интересу к предмету, от послушания родителям к мотивам собственной смысложизненной ориентации. 3. Изучение мотивации при обучении позволило повысить качество знаний и интереса к предметам. В процессе работы я пришла к выводу, что взаимопощь помогает: · привлекать пассивных слушателей; · делать занятия более наглядными; - повышать учебную мотивацию младших школьников