ИССЛЕДОВАНИЯ И ОПЫТЫ В ДОУ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Селявкина Надежда Николаевна Воспитатель МБДОУ «Новоусманский ДС №1 ОВ» Воронежская область село Новая Усмань Ребенок – природный исследователь окружающего мира В процессе исследования и эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость анализа и сравнения, классификации и обобщения. 3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать и способствовать ее развитию. Детское экспериментирование это форма активности ребенка которая направлена на познание свойств и связей объектов. Цель: -повышения эффективности образовательной и воспитательной деятельности,создание условий для экспериментальной деятельности и предпосылок к формированию практических и умственных действий у дошкольников. Задачи: -формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. -закрепление умений получать информацию о новом объекте в процессе его исследования. -развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обогащать словарный запас детей, развивать речь. -воспитывать у детей уважение и бережное отношение к окружающей среды - заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта; - привлечение родителей к обогащению предметно – пространственной среды группы дидактическими, методическими материалами по теме. - Подбор художественной литературы, скороговорок, считалок по тематике проекта. -Создали условий для опытов и игр с водой, воздухом -Подобрали сюжетно-ролевые игры, дидактические игры и иллюстраций по темам. - Изготовили картотеку опытов используемых в проекте. -Активно привлекали родителей к пополнению мини – лаборатории предметами для проведения экспериментов. -Провели анкетирование родителей и онлайн консультации: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». -Пополнили в группе центр экспериментирования: -природным материалом (камни,песок,шишки и тд) -утилизированный материал (кусочки меха,ткани, бусины и тд) -медицинский материал (пипетки, колбы, мерные ложки, шприцы без игл и тд) -приборы-помощники (увеличительные стекла, весы. разнообразные сосуды и тд) -дополнительным оборудованием (детские халаты, фартуки, салфетки, контейнеры для хранения) А также проводились: -беседы -просматривали презентации: «Чудо- водичка»: «Что такое снег?», «Откуда берется снег?» и мультипликационных фильмов. С целью поддержки и развития интереса у детей к исследованиям и экспериментам. Они были ознакомлены с необходимым оборудованием и материалами исследовательской деятельности Главным в проекте являются эксперименты по блокам «Вода», «Воздух», «Песок, глина; камень».В ходе экспериментирования было отмечено, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Мы проводили исследования и на прогулках: рассматривали снег, лед. Экспериментирование возможно и при реализации задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Если творчество, в широком смысле слова, процесс создания нового, то художественное экспериментирование это работа с различными материалами, разнообразными методами, способами и предоставление работ в разных формах. Дети рисовали снежинки на сухом и мокром листе бумаги.Очень им понравилось рисовать пейзажи воздухом. Для художественного экспериментирования подходит также такой вид деятельности как ручной труд.Делали поделки «Ветерок» из бросового материала и испытывали его на прогулке. Конечно мы учитывали,что основная деятельность детей это игровая поэтому на протяжении всего проекта мы играли в разные игры: С/р игры: «Фабрика цветного льда», «Следы невиданных зверей». Д/игры: «Холодно- горячо», загадки о зиме. «Кому что нужно для работы?», «Найди лишнее»,П/и: «Мы водные капельки». Все игры были с элементами исследования и экспериментирования. Дети вместе с родителями делали дома опыты и присылали нам видео или презентацию и мы их вместе просматривали. Очень нашим детям понравилось итоговое мероприятие «Чудо лаборатория»,где дети проводили опыты с водой и воздухом, делали исследования (за чем нам воздух и вода),танцевали и веселились.. В родительском уголке были помещена статья на тему «Непоседа-исследователь». Дети овладели умением самостоятельно экспериментировать (они могут самостоятельно выделять проблему, поставить цель, подобрать различные материалы, сделать вывод). У детей прослеживается рост интереса к компонентам живой и неживой природы, расширяется кругозор, развивается наблюдательность, речь Центр экспериментирования пополнился -карты-схемы опытов -картотека игр по экспериментированию - подборка презентаций опытов, которые делали наши дети с родителями.