ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Кудачина Тандалай Мергеновна, учитель начальных классов, МБОУ «Термальненская СШ», поселок Термальный. На мой взгляд вопрос качества образования является достаточно актуальной проблемой в любой современной школе. Наша школа не остается в стороне и старается активно применять в своей практике всевозможные методы и приемы для повышения качества образования и воспитания наших учеников. Любому педагогу важно знать насколько он успешный, результативный в своей деятельности учитель. Насколько качественно он выполняет свои задачи, достигает поставленные цели, выполняет свои должностные обязанности. Каждый из нас задумывался неоднократно над вопросом: Что необходимо сделать мне, как учителю, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я, наиболее эффективные формы и методы обучения? Приводит ли это к повышению качества знаний учащихся? Чтобы ответить на эти вопросы и услышать объективные и конструктивные ответы мы часто с коллегами собираемся за круглым столом для того, чтобы обсудить, поделиться опытом, проанализировать и попытаться решить одну из важнейших проблем на сегодняшний день – как сделать так, чтобы обучение для ребёнка было не в тягость, а в радость. Для этого используем в своей работе воспитательные и образовательные технологии, чтобы ребёнок не погас эмоционально, не стал пассивным и равнодушным, а стремился учиться, получать новые знания, был активной, творческой личностью на протяжении всего обучения в школе. Качество образования – одна изважнейших и основных задач, которое включает в себя обучение и воспитание школьников. Под качеством образования понимается совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников и общества в целом. Существует ряд факторов, которые влияют на качество знаний учащихся: 1) индивидуальные особенности ребенка, к которым относятся склонности, мотивы, интересы, способности и т.п.; 2) уровень профессионального мастерства педагога; 3) новации (объем, содержание, методы и технологии обучения); 4) учебно- методическое обеспечение; 5) внешнее влияние (взаимоотношения в семье, с одноклассниками); 6) физиологические факторы. Каждый учитель должен учитывать особенности всех перечисленных факторов и способствовать развитию каждого ребенка отдельно. У каждого есть задатки, дарования, талант к определенному виду деятельности. Эту индивидуальность необходимо вовремя распознать и направить ребенка на правильный путь. «Где нет воспитания, там нет образования». Воспитание- процесс целенаправленного формирования личности. Как и во всех других, так и в нашей школе есть программа воспитания школьников, целью которой является развитие и воспитание компетентного гражданина России. В состав воспитательной системы школы входят: образовательная деятельность, внеурочная образовательная деятельность и внеучебная деятельность. В школе ведётся работа по воспитанию обучающихся посредством кружков, конкурсов, фестивалей, акций, праздников, марафонов, встреч, выставок, классных часов, уроков и т.п., воспитательный потенциал которых остается значителен. Реализация воспитательных возможностей урока и внеурочной деятельности является важным условием эффективного воспитания обучающихся. Поэтому особое внимание мы уделяем повышению статуса воспитательной работы, изменения ее идей, подходов, принципов и характера. Об улучшении качества образования можно говорить очень много. Но хотелось бы уточнить направления, которое в нашей школе уже апробировано. Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям. Учителя нашей школы активно используют в своей работе следующие воспитательные технологии: 1) интерактивные технологии; 2) технология проектного обучения; 3) технология коллективного творческого воспитания И.П. Иванова; 4) деловая игра — метод имитации принятия решений в различных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей; 5) арт-технология – это технология обеспечения учебной деятельности средствами художественного творчества; 7. Технология «Портфолио». Стоит отметить, что использование современных воспитательных технологий предполагает применение методов творческой деятельности и использования передовых технологий, выработки новых направлений реформирования начального образования. Такая школа создает психолого-педагогические условия для изучения развития личности каждого ребенка.