ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ: СОВРЕМЕННЫЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И АКТИВИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Двоянова Марина Сергеевна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ №20 г.о. Красногорск Вопросы нравственного развития, гражданско-патриотического воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Анализ философской, исторической, социологической и психолого- педагогической литературы показывает, что проблема патриотизма и патриотического воспитания является одной из важных проблем жизнедеятельности общества, государства, личности на протяжении всей истории человечества. Появление патриотизма как сложнейшего социально-психологического феномена, было обусловлено возникновением и становлением древнейших государств, которые нуждались в сохранении своей территории, природных богатств, языка, традиций, безопасности. формированием привязанности к родной земле, языку, традициям. Ранее большую работу по патриотическому воспитанию вели государственные структуры, общественные и армейские организации, семья и конечно школа. Лучшие образцы советского патриотизма на фронте и в тылу показали россияне в годы Великой Отечественной войны и восстановления народного хозяйства, подтвердив на деле успехи патриотического воспитания. Традиционно патриотическое сознание всегда было основополагающей чертой россиян. Когда же в период реформ 90-х гг. ХХ века оно испытало на себе множество внешних и внутренних влияний, стало возможным говорить об утрате этого исконного русского и российского качества и о проблеме патриотизма и патриотического воспитания в России. Гражданско – патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Это неустанная работа по воспитанию у школьников гордости за свою страну и свой народ, уважения к его великим вершинам и достойным страницам прошлого. Актуальность патриотического воспитания личности в современных условиях в значительной мере обусловлена требованиями современных государственных процессов на принципах гуманизма, демократии, социальной справедливости, которые должны обеспечить всем гражданам равные стартовые возможности для развития и применения их потенциальных способностей. Можно отметить, что в данное время, некоторые подходы к воспитанию патриотизма устарели. Ученый В.А. Караковский считает, что подрастающее поколение имело иные условия для формирования патриотического сознания. В.И. Лутовинов придерживается той точки зрения, что решать такие серьезные вопросы старыми методами невозможно. Воспитание патриотизма у детей - сложный процесс, к организации которого будущих педагогов нужно специально готовить. Приоритет в решении этой задачи принадлежит педагогическим дисциплинам. Огромное значение в процессе воспитания патриотизма принадлежит патриотической убеждённости самого педагога. Педагог, не обладающий патриотизмом, воспитать у детей его не сможет. В своё время очень хорошо об этом написал наш выдающийся философ И.А. Ильин: «Опытный и тактичный воспитатель может действительно пробудить в ребёнке настоящий патриотизм. Но именно пробудить, а не навязывать. Для этого он сам должен быть искренним и убеждённым патриотом и уметь убедительно доказать детям те глубины и прекрасности родины, которые на самом деле заслуживают любви и преклонения. Он должен не «проповедовать» любовь к родине, а увлекательно исповедовать и доказывать её делами, полными энергии и преданности». При реализации технологии формирования патриотических качеств личности нужно правильно выбирать методы обучения и воспитания, которые помогают процессу усвоения патриотических знаний, выработки воли в их практической деятельности. В работе учителей современной школы применяется бинарный подход, который объединяет обучение и воспитание. В работе учитель может использовать дискуссии, дебаты, аукционы. Наиболее оправданным является деятельностно – практический подход. Учащиеся с огромным интересом участвуют в работе различных творческих групп, в подготовке и проведении заочных экскурсий, праздников, игр. С помощью воспитательных инновационных технологий как художественных средств и приемов педагог воздействует на сознание личности учащегося с целью формирования у него личностных ценностей наряду с общечеловеческими. Для работы с детьми в школе используются различные технологии: исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории республики, города, сел и деревень, проектная деятельность и формы работы такие, как деловые игры, классные часы, встречи с ветеранами войны и труда и помощь им, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, поездки, походы, трудовые дела, тренинг, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором. Подводя итог, хочется сказать, что гражданско-патриотическое воспитание занимало и будет занимать центральное место в воспитательной системе. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.