ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ТМНР И ИН
Юнусова Оксана Николаевна Воспитатель I категории ГБСУСОССЗН СДДИ, с. Серафимовский Аннотация: в данной статье рассматривается программа художественной направленности «Одарёнок», для детей с ТМНР и ИН (Тяжелыми множественными нарушениями развития и интеллектуальной недостаточностью) Ключевые слова: дополнительное образование, дети с ТМНР и ИН. Арт-терапи́я (от англ. art — «искусство» + терапия) — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества. В узком смысле слова под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние пациента[1]. Главная цель арт-терапии состоит в гармонизации психического состояния через развитие способности самовыражения и самопознания. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства и эмоции. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что содержания внутреннего «Я» человека отражаются в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру[2], в ходе чего происходит гармонизация состояния психики. Дети, проживающие в ГБСУСОССЗН СДДИ, обучаются по авторской программе, которую разрабатывает воспитатель, на основе АООП для детей с ТМНР и ИН. Одна из таких программ – Адаптированная ДополнительнаяОбщеразвивающая программахудожественной направленности, «Одарёнок». Актуальность дополнительного образования обусловлена тем, что, в настоящее время возникает необходимость в новых способах решать современные задачи творческого восприятия и развития творческой личности в целом, в приобщении детей с ТМНР и ИН. К творчеству, развитии их способностей, воспитания чувства коллективизма, чувства прекрасного. В концепции развития дополнительного образования детей с ТМНР и ИН. одной из целей, связанных с модернизацией содержания коррекционного образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Что же понимается под творческими способностями? В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество. Таким образом, творчество — создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. В образовательном процессе художественное творчество существует в таких видах как рисование, лепка и аппликация. В рисунках, лепке, аппликации дети выражают свои чувства и мысли, свои представления об окружающей жизни. Аппликативная деятельность как образовательный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Занятия аппликацией, при правильной их постановке, оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности детей с ТМНР и ИН., воспитанию у них положительных навыков и привычек. Нетрадиционная техника рисования: в процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех одинаково, одному ребёнку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных. Решение проблемы нетрадиционного рисования. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доcтупных видов рисования с детьми является изобразительная, художественно – продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что – то красивое, необычное. Успешность обучения детей с ТМНР и ИН.зависит от разнообразия методов и приемов, применяемых воспитателем. Их выбор зависит от содержания занятия, особенностей психофизического развития детей, уровня овладения ими аппликативной деятельностью. Цель обучения: создание условий для коррекции недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проявления их индивидуальных способностей с помощью художественной деятельности. Задачами,способствующие достижению цели-аппликативной деятельностью и нетрадиционное рисование детей с умственной отсталостью и ТМНР являются: Создание мотивационной основы продуктивных форм деятельности обеспечивается организацией совместных действий и формированием парных отношений взрослого и ребенка в процессе совместной деятельности. Организация деятельности осуществляется в соответствии с возможностями детей. Взрослый фиксирует различные способы принятия ребенком инструкции, приемы выполнения заданий, виды и меры используемой помощи, оценивает готовую работу. В занятие вводится четко повторяющий ритуал действий, направленный на сохранение их последовательности. Материалы, предметы (объекты) с которыми работает ребенок, меняются. Последовательность видов деятельности сохраняется. Усвоение последовательности действий обеспечивается несколькими условиями: многократностью повторения, введением правила чередования сопряженных и самостоятельных действий ребенка, постепенным увеличением количества самостоятельно выполненных действий, фиксацией результативности действий ребенка. В ходе совместной деятельности у ребенка формируется активная направленность на взаимодействие с взрослым и предметным миром. Реализации этих задач в немалой степени способствует организация коллективной деятельности детей (общая поделка, рисунок). Формирование целостного зрительного образа предметов/объектов осуществляется в ходе первичного ознакомления ребенка с системой сенсорных эталонов (формой, величиной, текстурой), соотнесения реальных предметов и их плоскостных изображений. Формирование изобразительных умений с использованием доступных для детей способов действия: совмещенных движений, показа способа действия, инструкции: - стимуляция активных движений руки в заданном направлении (пространственная упорядоченность движений) - пространственная ориентировка на ограниченной плоскости (формирование поля зрения и поля движения) Развитие моторной функции рук (формирование движений ведущей руки, согласованных движений обеих рук, координация «глаз — рука». Простейшие имитации, направленные на овладение вращательными движениями запястьями рук, различные виды захвата и др.) обеспечивает формирование зрительно-двигательной координации и предметно-орудийных действий при овладении изобразительными умениями. Ознакомление со свойствами материалов (бумаги и пр.), обучение предметно-орудийным действиям с инструментами (губкой, кистью, клеем-карандашом, губкой, штампами, кистью и пр.). Развитие речи -формирование соотнесенности движения и звучания. Использование приема комментированного действия, способствует соединению графического образа со словом; - работа над пониманием речевых инструкций, Воспитывающие: трудолюбия, терпения и аккуратности. нравственных качеств личности детей Способствовать развитию интереса и любознательности на занятиях аппликации, за счет разных техник творческой деятельности Основные правила, при проведении занятий: 1. Использование приема транслирования информации, 2. Отбор тематического содержания, 3. Главный герой рисования/аппликации – ребенок, 4. Взрослый не стремится сразу исправить речь ребенка, 5. Педагог создает схематические изображения, 6. Не только рассказывает о том, что на образце, но и показать посредством художественных действий, 7. В качестве «физкультминутки» - используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью. Все занятия строятся по коммуникативному принципу: 1. Создание оптимальных условий для мотивации детской речи, 2. Обеспечение главных условий общения, 3. Стимуляция и поддержание речевой инициативы, 4. Использование различных коммуникативных средств. Занятия дополнительного образования имеют отличия в своей структуре: 1. создание положительного отношения к теме и способу ее реализации, 2. коммуникативное рисование с использованием имитационных движений и обсуждением создания и сюжета рисунка/аппликации (не более 10 минут), 3. динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики, 4. рассказывание по картинке с моделированием коммуникативной ситуации, 5. словесные игры, игры – драматизации. Пространство, в котором осуществляется образование обучающихся (прежде всего здание и прилегающая территория), должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к образовательным организациям. Важным условием реализации АДОП является возможность беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры организации для тех обучающихся, у которых имеются интеллектуальные нарушения и ТМНР. С этой целью территория и здание образовательной организации должны отвечать требованиям безбарьерной среды. В помещениях, для обучающихся, должно быть предусмотрено специальное оборудование, позволяющее оптимизировать образовательный процесс. Присмотр и уход за обучающимися, а также обеспечивающее максимально возможную самостоятельность в передвижении, коммуникации в осуществлении учебной деятельности. Успешному образованию детей, во многом, способствуют технические средства, к которым относятся ассистирующие / вспомогательные технологии. Для достижения ребенком большей самостоятельности в передвижении, коммуникации и облегчения его доступа к образованию необходимо использовать вспомогательные средства и технологии с учетом степени и диапазона, имеющихся у него нарушений (опорно-двигательного аппарата, сенсорной сферы, расстройства аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы). К ассистирующим технологиям относятся: · индивидуальные технические средства передвижения (кресла-коляски, ходунки, вертикализаторы и др.); · приборы для альтернативной и дополнительной коммуникации; · электронные адапторы, переключатели и др.; · подъемники, душевые каталки и другое оборудование, облегчающее уход и сопровождение. Помимо вспомогательных функций, позволяющих ребенку получить адаптированный доступ к образованию, технические средства обучения (включая специализированные компьютерные устройства) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся, способствуют мотивации учебной деятельности, позволяют получить качественные результат, даже когда возможности ребенка существенно ограничены. Используемая литература: 1. Вайнерман, С.М., Сенсорное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству / С.М. Вайнерман, А.С. Большов, Ю.Р. Силкин. - М.: ВЛАДОС, 2001.-224 с. 2. Екжанова, Е.А. Коррекционно-педагогические основы формирования изобразительной деятельности в специализированном дошкольном учреждении / Екжанова Е.А.// Коррекционная педагогика. - 2003. - № 1 3. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева // Учеб. пособ. - М.: Академия, 2000. - 344 с. 4. Гусакова, М.А. Аппликация [Текст] / М.А. Гусакова. - М.: Просвещение, 1987. 5. Доронова, Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников / Т.Н. Доронова. -М.: Просвещение, 2006. - 192 с. 6. Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду / Т.С. Комарова. - М.: Просвещение, 1991. – 176 с. 7. Казаковой Т.Г и Лыковой И.А. Комплекс умений и способностей в изобразительном творчестве по методике