ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ СПО
Гладченко Марина Алексеевна, Социальный педагог, ФКПОУ НТТИ Минтруда России, г. Новочеркасск.
«Патриотизм – превыше всего!»
В.В.Путин
Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения – залог стабильного развития страны в будущем. Этот процесс длительный по времени, сложный по содержанию и достаточно разбалансированный с точки зрения методического осуществления. Современное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Термин «патриотизм» употребляется не только в научно-исследовательской литературе, но и в выступлениях, дискуссиях, статьях, предвыборных программах политиков и политических партий, движений, деятелей культуры, искусства и т.д. В современных условиях развития российского государстваодной из важнейших проблем, требующей решения, является необходимость обеспечения единства и целостности страны, что особенно важно в связи с последними внешнеполитическими событиями. Поэтому государством делается акцент на воспитание гражданина РФ, патриота - носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбе Родины. В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, большое значение приобретает гражданско-патриотическое воспитание. Новое время требует от системы СПО формирования не только профессиональных качеств у студентов, но и формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения России. Активная жизненная позиция юных граждан нашего общества не может формироваться без патриотического воспитания. И здесь учреждения СПО вносят свой вклад в формирование человека, они призваны заботиться о формировании психологии студента, в воспитании его в духе толерантности и братской любви к людям, обязаны научить молодых людей умению различать добро и зло. Основными ориентирами патриотического воспитания в Учреждении являются гражданско-патриотическая зрелость студентов, высокие этические нормы поведения, активная гражданская позиция, стремление к духовному обогащению и развитию, чувство патриотизма, гуманизма и толерантности, почитание лучших традиций семьи, народа и др. Вся учебно-воспитательная работа в Техникуме направлена на формирование патриотизма, который включает в себя: • чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; • уважительное отношение к языку своего народа; • заботу об интересах Родины; • осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости; • проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; • гордость за социальные и культурные достижения своего Отечества, за символы государства и его народ; • чувство уважения к истории Родины и народа, его обычаям и традициям; • ответственность за судьбу государства и его народа, за их будущее, которое выражается в стремлении посвящать весь свой труд и способности укреплению могущества и расцвету Родины; • гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности. Работа по патриотическому воспитанию студентов идет по нескольким направлениям 1. Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил. Это направление состоит из ряда мероприятий: · Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость Родины; · Экскурсии по родному краю, «Наша малая Родина», уроки Мужества, встречи с ветеранами; · Участие в концертах с поздравлениями и выступлениями для ветеранов Великой Отечественной войны; · Выставки, викторины, конкурсы, просмотры фильмов; 2. Спортивные игры; 3. Формирование правовых знаний (уроки права; встречи с представителями правоохранительных органов, психологической службы, медработниками, привлечение студентов к работе в Активах студенческого самоуправления). Эти мероприятия являются частью военно-патриотического воспитательного комплекса. Воспитательный аспект вовлечения в творческую деятельность в гражданском воспитании очевиден. Именно творчество позволяет студенту реализовать себя как личность, проявить свои индивидуальные способности, дает уверенность в своих силах, повышает степень гражданской устойчивости. Кроме этого, творческая работа дает возможность не только для самореализации личности, но и приобщает к работе в коллективе, формируя гражданскую позицию и ответственность перед обществом.