ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ЧИТАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕРЕЗ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ
Котова Ирина Евгеньевна, методист, Мироненко Ирина Викторовна, педагог-организатор, МБУ ДО «Центр дополнительного образования «Одаренность», Старооскольский городской округ Семья всегда была и остается главным посредником между книгой и ребенком. Именно родители формируют интерес к книге, литературе, воспитывают у своих детей читательский вкус. Если мы хотим, чтобы ребенок читал, рядом с ним должен быть пример - читающий родитель. Если чтение входит в образ жизни родителей, то ребенок это улавливает и впитывает. Роль книжной культуры, человека читающего в развитии цивилизации неоспорима. Феномен чтения относится к фундаментальным достижениям разума. В условиях информационного общества, в основе образования, культурного и творческого развития личности лежит читательская деятельность. Современная практика совмещает домашнее совместное чтение детей с родителями и чтение библиотечное. Сегодня педагоги использую разнообразные формы работы по организации работы с семьями, продвижению семейного чтения и досуга. Педагоги МБЦУ ДО «ЦДО «Одаренность» регулярно организует семейный досуг в данном направлении. Одной из наиболее эффективных форм работы совместной деятельности – это интерактивные игры. Интерактивная игра - это интервенция (вмешательство) ведущего в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной учебной целью. Упрощенный мир интерактивных игр позволяет участникам лучше, чем в сложном реальном мире, познать и понять структуру и причинно-следственные взаимосвязи происходящего. Таким образом, можно более эффективно и с относительно малым риском обучиться новым способам поведения и проверить на практике свои идеи. Термин «интерактивные игры»,подчеркивает два основных признака: игровой характер и возможность взаимодействия. Интерактивные игры пробуждают у участников любопытство, готовность к риску, они создают ситуацию испытания и дарят радость открытий, что свойственно всем играм. Интерактивные игры могут быть классифицированы по разным основаниям: - в зависимости от целей. Всегда важно задавать себе вопросы: «Почему я выбираю именно эту интерактивную игру? Какие цели при этом преследуют; - от количества участников. Некоторые игры предполагают индивидуальную работу участников, другие - работу в парах, в тройках, в четверках, в малых группах. Существуют игры, в которых во взаимодействие вступает вся группа. Можно организовать игру так, что малые группы будут соревноваться друг с другом или какая-то часть участников будет наблюдать за действиями других. - Время, необходимое для проведения и последующей оценки интерактивной игры, является еще одним важным классификационным критерием. - Еще одно основание для классификации игр - средства общения, которые задействуются в ходе их проведения. Существуют «вербальные» игры, в которых участники разговаривают друг с другом, есть «невербальные», в которых они взаимодействуют друг с другом с помощью «языка тела». Существуют и другие средства самовыражения — рисунки, шумы и звуки, изготовление трехмерных объектов, письмо и т. п. Классифицировать игры по этому основанию важно потому, что смена средств взаимодействия в процессе работы оказывает положительное влияние на готовность участников к обучению и поддерживает их готовность к развитию. Исходя из всего этого, педагог должен заботиться о том, чтобы средства общения время от времени менялись. Педагогами центра «Одаренность» была разработана интерактивная игра «Читать – это модно!». Цель данной игры – возрождение традиций семейного чтения. Задачи, которые ставит перед собой педагог в ходе игры, это: - привлекать родителей к совместному чтению с детьми; - прививать любовь к книге; - организовать совместный досуг детей и родителей; - развивать творческие способности школьников. Участниками данной игры являютсяобучающиеся в возраст 7 -9 лет, а также их родители. Игра проводится с помощью мультимедийной презентации в несколько туров. Первый тур - «Сказочный музей», где участникам предстоит по представленным предметам на экране, назвать кому из сказочных героев принадлежит тот или иной предмет. Во втором туре «Литературная головоломка» - представлен филворде, в котором необходимо найти 11 названий сказок или рассказов. На выполнения задания отводится две минуты. В 3 туре «Загадочные стихотворения» участники слушают отрывок стихотворения, а после дать ответ на поставленный вопрос.В 4 туре «Памятники героям сказок» нужно по картинке угадать какому литературному герою посвящен памятник. И в заключительном туре«Угадай по иллюстрации» – по предложенной иллюстрации угадать рассказ, дать название и фамилию, имя автора. Такие формы работы интересны не только детям, но и родителям. В игре представлена возможность живого общения всех участников образовательного процесса: родителе, учеников, учителя. Таким образом, благодаря проведению таких игр с родителями и детьми, создаются благоприятные условий для привлечения родителей к активному участию в деятельности каждого школьника.