ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Носуленко Ирина Владимировна Учитель русского языка и литературы МБОУ «Фощеватовская СОШ Волоконовского района Белгородской области» Папанов Алексей Александрович Учитель истории МБОУ «Фощеватовская СОШ Волоконовского Района Белгородской области» с. Фощеватово Образовательная среда, как писал Л.С. Выготский, создает зону ближайшего развития ребенка, условия для того, чтобы его личность непрерывно менялась, развивалась, полноценно интегрировалась в обществе и была нацелена на совершенствование личности [2]. Как справедливо отмечают И.Ф. Исаев м И.П. Ильинская, среда обуславливает содержание, характер образования и воспитания, а также создает предпосылки для их функционирования и развития. Поэтому очень важно изучать среду, в которой находится конкретное образовательное учреждение, в частности влияние среды на объекты и субъекты, формирующиеся в нем [3]. Говоря о воспитательной среде образовательной организации как факторе формирования нравственных ценностных ориентаций у детей, следует особо отметить, насколько это важно для детей, имеющих особые образовательные особенности. Понятие образовательная среда является более узким, чем воспитательная среда в целом. Поэтому и субъектом воспитательной среды образовательной организации, на наш взгляд, следует отнести всех участников процесса: обучающихся, их родителей, педагогов, воспитателей и коллектив в целом. В соответствии с современными требованиями понятие «образовательная среда» было бы более точным, так как мы учитываем все возможности для реализации процесса нравственного воспитания. Однако, речь идет о воспитательном аспекте педагогической деятельности, о формировании нравственной культуры детей. В соответствии с Программой духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на уровне общего образования нравственное воспитание осуществляется в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности при совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества, что, как мы считаем, и характеризует образовательную (воспитательную, воспитывающую) среду образовательной организации [4]. Наряду с урочной, организуется и досуговая деятельность воспитанников. Занятия с детьми, помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и нравственного воспитания. Они важны и для самого педагога и воспитателя, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для учеников стороны личности самого учителя, наконец, позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний. Созданная система внеклассной и внеурочной работы в школе позволяет максимально включить всех детей в проводимые мероприятия и развивать их всесторонне. Охарактеризуем ценность в плане формирования нравственной культуры личности некоторых форм внеурочной работы: этическая беседа, кружок, экскурсия. Эффективным методом уточнения систематизации нравственных представлений младших школьников является этическая беседа. Этические беседы – это подготовленные и организованные занятия. Но, обращаясь к программным задачам воспитания, педагог должен конкретизировать их, прорабатывать правила и нормы поведения, с учетом индивидуальных особенностей детей. В системе как школьного так и дополнительного образования на протяжении многих десятилетий широкое распространение получили студийные и кружковые формы интеллектуального, нравственного, художественно-творческого развития детей с ОВЗ. Вступление в ту или иную студию, кружок, обуславливается, главным образом, наличием желания со стороны детей, открывает перед ними возможность углубленно заниматься тем, что их особенно увлекает. Именно создание временных коллективов позволяет объединить детей и ограниченными возможностями здоровья в микроколлективы, группы по интересам. Главной целью таких занятий является развитие личности, которое осуществляется посредством образования и воспитания, развития творческих способностей. Экскурсия – это хорошо спланированное и продуманное мероприятие. Только такая экскурсия способна научить чему то, оставить в душе ребенка неизгладимый след. Тематические экскурсии помогают учителям более образно, ярко познакомить детей с материалом по какому-нибудь предмету (история, биология, география). Многие педагоги осознали необходимость введения экскурсии в программу обучения, видя в них эффективную приобретения знаний и важное средство нравственного воспитания. Итак, воспитательная среда образовательной организации как некая система, на наш взгляд комплексно охватывает весь педагогический процесс, в частности учебные занятии, внеучебная деятельность, а так же взаимодействие с различными учреждениями, которые принимают участие в организации учебно-воспитательного процесса. Таким образом, воспитательная среда имеет огромный потенциал, являясь одним из главных и эффективных факторов в формировании нравственной культуры обучающихся с ОВЗ.