Старова Наталья Семеновна воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка-детский сад №165» Г.Иваново «Дети и патриотизм». Пожалуй, сегодня для России нет более важной идеи, чем любовь к Родине. Но прежде всего- любовь к семье, товарищам в детском саду, к своему городу, краю. Конечно же, этому нельзя научить, но это можно дать. Примером, игрой, сравнением. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Непосредственно в нашем дошкольном учреждении актуальность данной проблемы была выявлена в результате мониторинга педагогических воздействий на конец 2018-2019 уч. г. Данные мониторинга показали, что проводимая ранее работа по этому направлению оказалась сравнительно малоэффективной. Поиск нового содержания, форм работы и новых подходов определил цель нашей работы: воспитание гуманной личности, обладающей национальным самосознанием, патриотическими чувствами и нравственными устоями через организацию краеведческой работы в ДОУ. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Исходя из цели был сформулирован целый комплекс задач: · Воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и городу; · Формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому; · Воспитание уважения к людям разных профессий и результатам их труда; · Развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям Ивановского края; · Расширение представлений о родной стране, её столице, Ивановской области и ее городах; · Знакомство с государственной символикой: гербом, флагом, гимном страны и Иванова; · Ознакомление с историческим прошлым России и родного города; · Воспитание чувства гордости за достижения своих соотечественников, уроженцев нашего родного края; · Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям. Реализация данных задач достигалась в нашем ДОУ посредством осуществления проектного метода. Проекты по краеведению позволили не только сформировать представления о малой и большой Родине, но и способствовали развитию самостоятельности мышления, целеустремленности, настойчивости, креативности, помогли ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, а главное развивали умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. В соответствии с возрастными особенностями была выбрана тематика проекта по нравственно-патриотическому воспитанию. В группе раннего возраста и младшей группе были реализованы проекты в акцентирующие внимание детей на их семьях, родном доме, родным местам, а также знакомящие в русскими народными промыслами. В средних группах фокус нравственно-патриотического воспитания дошкольников немного смещается на знакомство с родными улицами, городом, природой родного края. Знакомство с культурным наследием нашей страны осуществлялось через реализацию блоков «Любимые мультфильмы моей семьи», «Народные игры нашей страны». На группах старшего дошкольного возраста были реализованы проекты, в полной мере знакомящие дошкольников с родным краем, нашей губернией, страной. Тематика организованной деятельности в данных проектах была разнообразной. Например: «Моя семья. История семьи», «Иваново – любимый город мой», «100-летиеИвановской губернии», «Иваново – вчера и сегодня», «Ивановские писатели детям», «Знаменитые люди Ивановской земли», «Народы России и ивановского края», «Праздники и традиции русского народа», «Праздники Ивановской области», «Народные промыслы», «Природа ивановского края», «Сказки народов России». Организация детской деятельности. Краеведческая работа с воспитанниками в детском саду проводится в активной, игровой форме. Именно игровые технологии используют деятельностный подход, помогают проявить творческий потенциал детей, сформировать у них знания и навыки культурных ценностей, чувство патриотизма. Развивая в детях свободу мышления и готовность к творчеству, мы возрождаем старые и создаем новые традиции губернии. Наши дети гордятся тем, что живут в городе с удивительной, интересной историей: это край текстильной промышленности и моды. Возрождая былые традиции, дети захотели подарить городу на юбилей новую коллекцию тканей. Для этого украшали ткани набойчатым рисунком, причем пробовали себя и в роли дизайнера, создающего инструмент для печатания, и в роли художника, создающего узоры на ткани. Узнавали об архитектурном искусстве Иваново прошлых лет и современности. Становились архитекторами, дизайнерами, и даже специалистами по урбанистике- решали, обсуждали, выкладывали на плане, думали, планировали, как сделать наш город краше и удобнее для жизни, а затем на игровом поле воплощали эти идеи. Так как, любить родной город- это значит интересоваться его судьбой, теми изменениями, которые в нем происходят и стараться что- то сделать для его развития и процветания. Знакомились с народным костюмом Ивановской губернии, и даже моделировали новую одежду, как и знаменитый земляк- модельер Вячеслав Зайцев. Были проведены различные квесты, флэш-мобы, фестивали, туристические слеты, интерактивные программы. Ребята совершали различные экскурсии к близлежащим памятникам и архитектурным объектам, а также виртуальные экскурсии по городу и области. Были проведены серии интегрированных занятий, например, «Фестивали земли Ивановской», «Туристический слет юных краеведов», «В гости к Мастеру», «Ткани не простые- ивановские- расписные». Организация предметно- пространственной среды. Эффективность краеведческой работы повышается при использовании наглядных материалов, однако современного ребёнка невозможно привлечь и удивить традиционными средствами наглядности – картинками и игрушками. Поэтому большое внимание уделяется развивающей предметно- пространственной среде: созданию уголков краеведения, необычных игр и пособий, привлекательных и загадочных для поддержки интереса ребёнка к познавательной деятельности. Огромный пласт работы педагогов составило обогащение уголков краеведения, уголков маленьких патриотов. Такие уголки были организованы в каждой возрастной группе и включали в себя: - символику группы, детского сада, города, области, страны. На одной из групп изюминкой данного уголка стала говорящая пряха, повествующая о гербе города Иваново. - мини-музей «Музей ивановских промыслов», «Музеи народной игрушки», «Музей народного костюма», «Музей деревянного зодчества»; - макеты и игровые поля «Наш детский сад», «Ул. Лежневская», «Мой город», «Площадь Пушкина», «Макеты деревянных домов»; - карты «Сказочная карта страны», «Карта достопримечательностей и народных промыслов Ивановской области»; - атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Магазин «Рио»», «Транспорт нашего города», «Ивановский Главпочтамт»; - тематические альбомы «Города Ивановской области», «Палехская лаковая миниатюра», «Фестивали Ивановской области» «Народные промыслы Ивановского края»; - папки-передвижки «Пешком по Иванову», озвученные говорящей ручкой «Знаток». В стенах ДОУ для педагогов была организована педагогическая ярмарка, на которой они представили свои авторские дидактические игры и пособия по нравственно-патриотическому воспитанию: - пазлы «Мое Иваново», «Достопримечательности ивановского края», «Собери герб», «Собери карту родного края»; - игры-ходилки «Прогулки по Иванову», «По Золотому кольцу детского сада «Ландыш»; - лото «родной край лучше узнавай», «Животный и растительный мир нашей губернии»; - лэпбуки «Моя страна. Мой город», «Матрешка», «Моя семья», «ПРОИваново»; - творческие игры «Укрась свой город», «Исправь ошибку художника»; - перекидные фото-кубики – игрушки-забавы «Достопримечательности нашего города»; - игра мемори «Достопримечательности города»; - игра - одевай-ка «Народные костюмы»; - интеллектуальная игра «Что? Где? Когда? Жители Ивановской области против Знатоков»; - развивающая афиша «Крути-верти, свой край изучи!». Взаимодействие с родителями воспитанников. Большое внимание в работе уделяем взаимодействию с родителями, цель которого- усиление роли семьи и создание условий для участия родителей в деятельности по нравственно- патриотическому воспитанию детей. Стараемся выбирать активные формы и методы работы с семьями воспитанников в ДОУ: совместные праздники, сотрудничество в рамках исследовательских проектов, совместные экскурсии, выставки – конкурсы, акции, семейные мастер – классы, Дни родителя. Так, в рамках реализации проекта дети также узнали о судьбе родного города в годы Великой Отечественной войны. Была организована масштабная работа с семьями воспитанников- перед родителями дошкольников стояла непростая задача сбора и обработки материалов семейных архивов, с которой все успешно справились, а ребята получили первый опыт исследовательской деятельности. Отличным решением задач по воспитанию чувства толерантности стали «Дни национальных культур», в ходе проведения которых дети не только познакомились с традициями и обычаями разных народов, населяющих нашу страну, но смогли почувствовать себя частью большой страны с общей историей и общим будущим, поскольку в нашем детском саду, как и в любом другом саду нашей страны воспитываются дети разных национальностей. Так, знакомство с традициями татар, произошло через организацию встречи с носителем данной культуры – бабушкой одного из наших воспитанников. Был реализован семейный творческий проект «Моя семья – аварцы». В формате совместного досуга с родителями было проведено знакомство с русским народным обычаем встречи весны «Жаворонков встречаем – весну закликаем». Проведенная работа благотворно повлияла не только на наших воспитанников, но и на многих педагогов и родителей. Некоторые наши родители, признавались, что не раз бывали в тех или иных местах нашего города, разных уголках нашей губернии, но не замечали тот огромный пласт культурного наследия, который они несут в себе. Взаимодействие с социумом. В ходе нашей работы по нравственно-патриотическому воспитанию мы активно работали с учреждениями социума. Было положено начало плодотворному сотрудничеству с Ивановской областной научной библиотекой. Для сотрудников библиотеки это, так же стало первым опытом работы с детьми дошкольного возраста. В рамках знакомства с городом, его достопримечательностями, общественными местами была проведена экскурсия в библиотеку. Познакомиться с работой данной организации дети могли, приняв участие в интерактивных программах - экологической игре «В гости к природе» и «Иваново – моя малая родина». Так же сотрудники библиотеки приходили в гости в наш детский сад с литературно-географическими пазлами «Вот ока какая – сторона родная!». Воспитанники нашего детского сада – постоянные гости Музея Ивановского ситца, где организуются различные интерактивные программы, как, например: «Как рубашка в поле выросла», где ребята смогли познакомиться с видами старинной женской работы и попробовать самостоятельно изготавливать льняное полотно. Знакомство с литературным наследием нашей малой родины проходило в нашем детском саду в рамках проведения «Книжкиной недели». Была организована интереснейшая встреча с ивановским поэтом – А.Н.Часовым. Стихи, прозвучавшие на традиционном «Празднике книги», славили природу любимого края, достопримечательности, промыслы, традиции и обычаи нашей области. Украшением праздника стала яркая, содержательная виртуальная прогулка «На земле Ивановской». Также была развернута большая книжно- иллюстрированная выставка ивановских поэтов и писателей: А. Часов, С. Сон, А.Благов, М. Дудин и др. Также, были организованы экскурсии на Ивановскую телекомпанией «Барс», проведены совместные мероприятия с лицеем № 6 г. Иваново. В нашем детском саду был организован целый ряд конкурсовдля воспитанников, семей и педагогов: конкурс «Генеалогическое древо», «Герб группы», конкурс рисунков «Мой любимый город», конкурс краеведческих уголков. Так же наш детский сад активно подключился к широкому городскому конкурсному движению. Наши педагоги приняли участие в городском краеведческом ориентировании, а семьи наших воспитанников - в городской спартакиаде «Ситцевая верста». Коллектив детского сада принял участие в социально-культурном творческом проекте «Сказание о земле Ивановской». Педагоги нашего ДОУ принимали участие в создании городской книги об участниках ВОВ «Память за собою позови». Воспитанники приняли участие в фестивале детской моды «Звуки города», в городском флешмобе «Дошколята поздравляют любимый край», в стартапе «Взгляд на город из окна», конкурсе детских рисунков «Сердцу милый уголок». Ребята участвовали в городском конкурсе социальных видеороликов «Зеркало памяти»- наш ролик «Не играйте, дети, в войну!» вошел в тройку лидеров. Эти эмоции, эти образы – то, что создает в душе ребенка образ Родины, которую любят, ценят и стремятся что- то сделать для ее блага. Ведь от того, какими мы воспитаем наших детей сегодня, зависит, какой будет Россия завтра.