ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Клыкова Анна Аркадиевна учитель музыки МБОУ «СОШ №50» г. Калуга Выявление, поддержка и развитие одаренных детей является одной из приоритетных задач современного образования. Недостаточное развитие одаренных детей интеллектуальный и культурный потенциал нашей страны, создавая препятствия для полноценной реализации личности ребенка. В 2008 году президент Российской Федерации Д.А. Медведев в послании Федеральному собранию выдвинул национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», которая легла в основу стратегического развития общего образования на ближайшие годы. В национальной образовательной инициативе определены пять направлений государственной поддержки и развития современного школьного образования, среди них – создание системы поддержки талантливых детей, что закреплено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» Федеральном проекте в рамках нацпроекта «Образование» «Успех каждого ребенка, Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Детский возраст – период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов в психике. Уровень и широта интеграции характеризует формирование и зрелость самого явления – одаренности. Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи. Однако опыт современной школы показывает, существуют различия между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны [1]. Одаренные дети нуждаются в особом воспитании, специальных, индивидуальных учебных программах, специально подготовленных учителях, специальных школах. Но существует возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей. Следует поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащимся каждой образовательной школы. Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Заметную роль в своевременном обнаружении одаренности ребенка могут сыграть следующие признаки: Любознательность или любовь к познанию представляет собой жажду новизны, что характерно для ребенка. Любознательность считается важнейшей отличительной чертой талантливого ребенка. Сверхчувствительность к проблемамилиспособность видеть проблемы и противоречия. Познавательная самодеятельность характеризуется углубленным изучением проблемы. Повышенный интерес к дивергентным задачам, то есть к задачам, имеющим несколько решений. Способность к оценке дает возможность самоконтроля, уверенности в себе и в своих решениях. Перфекционизм, как стремление к идеальному результату. Оригинальность мышления характеризуется способностью выдвигать новые, неожиданные идеи. Гибкость мышления дает возможность быстро и легко находить новые решения, устанавливать ассоциативные и логические связи. Высокая концентрация внимания и отличная память позволяет ребенку легко получать знания в процессе сложных и долговременных занятий. Социальная автономность, эгоцентризм и лидерство. Зачастую, то, что понимают одаренные дети, не способны понять окружающие. В общении со сверстниками одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль руководителя и организатора групповых игр и дел. Особенности эмоционального развития: внешне нейтральные замечания, реплики, поступки могут оказать сильное воздействие на одаренного ребенка, в то время как его обычные дети отнесутся к ним равнодушно. Соревновательность, через которую ребенок формирует собственное представление о своих возможностях, приобретая уверенность в своих силах [2]. Образовательный процесс, как и работа с одаренными детьми, не может проходить эпизодически: должна сложиться система, с привлечением целой команды (родители, психологи, педагоги-предметники). Сочетание традиционных и новых приемов, методов, форм обучения и контроля на уроках музыки позволяет решать задачи развития и воспитания учащихся, создавая в классе особую атмосферу спокойствия, увлечения и сотворчества. Ученик, из пассивного слушателя становится активным участником процесса обучения, из объекта воздействия превращается в субъект. Музыкальные способности, в существующей общей психологической классификации, относятся к специальным, которые проявляются в конкретных видах деятельности. Во время общения на уроках и внеурочной деятельности педагогу необходимо постоянно стимулировать ребенка к творчеству во всех направлениях. По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей. К примеру, во время проведения распевок или физкультминуток (в младшей школе) можно предложить любому ребенку придумать свое упражнение и предложить его исполнить всему классу. Здесь каждый ребенок может раскрыть свои способности, и музыкальные (исполняя мелодию после прослушивания a capella), и театральные (изображая образы героев программного музыкального произведения), и художественные (изображая на листе бумаги с помощью красок свои, возникшие в воображении, образы героев и цветовые ощущения). Основные музыкальные способности, которые необходимо развивать у детей: · эмоциональный отклик на музыку – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, способность к переживанию; · способность к творческому восприятию музыки; · музыкальный слух; · ладовое чувство; · чувство ритма. Комплекс музыкальных способностей в совокупности с общими способностями (творческим воображением, вниманием, волей и т.д.) образует музыкальную одаренность [4]. Одним из эффективных видов музыкальной деятельности, развивающих музыкальную одаренность, является хоровое пение. Оно позволяет развить фантазию, творческие способности, содействует развитию певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти, повышает эмоциональную отзывчивость. Вокальная и хоровая техника совершенствуется в результате систематической, упорной работы над различным по форме и содержанию песенным материалом. Чтобы работа над музыкальным произведением приносила удовлетворение и радость, следует проводить ее живо и увлекательно. Только творческая атмосфера позволит ребенку по- настоящему свободно передавать свои чувства и переживания и непроизвольно постигать тайны вокально – хорового искусства, а это значит, что открывается путь к скорейшему овладению и закреплению того или иного навыка. Дети, у которых выявляются ярко выраженные способности к вокальному исполнению, становятся солистами. С ними в дальнейшем также ведется индивидуальная работа [3]. Таким образом, чтобы выявить музыкальные способности и начать их развивать в правильном направлении необходимо грамотное педагогическое сопровождение, так как ребенок не всегда может проявить свои способности сам, активно их демонстрируя. Задача же педагогов состоит в том, чтобы в различных видах деятельности, используемых на уроках музыки, помочь ребенку раскрыть свои способности в чем – либо и потом направить его внимание в ту область деятельности, в которой способности ребенка проявились бы с большей силой. Творчески подходя к развитию различных способностей у детей, педагог сможет помочь любому ребенку реализовать себя в будущем как яркую, творчески – одаренную личность. Список литературы 1.Курмаева Татьяна Владимировна Условия развития одаренности школьников // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2012. №3 2.Матюшкин, А.М. Одаренность и возраст: развитие творческого потенциала одаренных детей [Электронный ресурс] / А.М. Матюшкин. - Режим доступа: http://psychology.net.ru/shop/book.html?book=192682 3.Овчинникова Л.И., Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников средствами вокального, хорового исполнительства/ Л.И. Овчинникова// Молодой ученый.-2015.-№1.2.-С.37-39 4.Теплов, Б.М. Способности и одаренность: избр. тр.: в 2 т. / Б.М. Теплов.– М.: Педагогика, 1985. - Т. 1. - 328 с.