ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СОВОКУПНОСТЬ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Язикова Елена Александровна, воспитатель ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ» г. Котлас, пос. Вычегодский
Любовь к Отчизне и любовь к людям —
это два быстрых потока, которые, сливаясь,
образуют могучую реку патриотизма.
В.А. Сухомлинский.
Тема патриотизма одинаково важна как для молодого человека, так и для людей среднего и пожилого возраста. Патриотическое воспитание всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Наше общество испытывает духовно-нравственный кризис. Агрессия и безнравственность поглощает молодое поколение. Современная молодежь имеет доступ к различным источникам информации в сети-интернет, в которых не всегда умеет правильно ориентироваться. Появляется необходимость в правильно организованном воспитательном процессе, направленном на формирование чувства патриотизма. Сегодня много говорят о возрождении патриотического воспитания детей и молодежи. И это правильно. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. Они должны знать историю своей малой родины, людей, отстоявших свободу, историю своей семьи, бережно относиться к народным традициям, что в конечном итоге приведет к воспитанию такого великого чувства, как любовь к Родине. Решая задачи патриотического воспитания, строю свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей. Применяю в своей работе как традиционные, так и инновационные формы работы. Традиционные формы работы: внеклассные занятия, с использованием презентаций, праздники, беседы, викторины, выставки рисунков, внеклассные мероприятия на патриотическую тему. Инновационные формы работы: участие в социальных проектах, школьных учебно-исследовательских конференциях, экскурсионная деятельность с посещением музеев, выставок, встречи с интересными людьми, просмотр видеофильмов. Воспитание патриотических чувств через углубленное изучение истории школы и создание имиджа школы: проведение профессиональных праздников: День знаний, День учителя; -проведение операции «Забота», поздравление и оказание помощи ветеранам, которые много лет отработали в школе; -проведение речевой игры «А ты- баты, шли солдаты», где обучающиеся инсценируют песни военных лет; -операция «Чистый двор», участвуем по уборке школьной территории. -акция «Покорми птиц», заботимся о братьях наших меньших.
Воспитание патриотических чувств через осознание причастности к судьбе малой Родины. Проведение экскурсии «Заповедные места родного края»; -конкурс рисунков «Красоты моего края»; -внеклассное мероприятие «Звёздный час»; -экскурсии в школьный музей. Работая в этом направлении, стараюсь воспитывать в детях любовь к Родине, к традициям и истории своей страны. Традиционное участие в школьных мероприятиях: -День защитника Отечества; - Смотр строя; -конкурс «Сильные и смелые»; -линейка, посвящённая Дню Победы, участвуем в шествии к памятнику неизвестного солдата; -участвуем в конкурсах рисунков, поделок, посвященные Дню Победы; -просмотр видео фильмов о войне.
Опыт работы показал, что патриотическое воспитание способствует сплочению классного коллектива, духовному обогащению личности ребенка, проявлению его лучших качеств: доброты, отзывчивости, милосердия, стремления помогать людям.