СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
Гетманова Ирина Николаевна, учитель физики, МОУ СОШ №12 п. Терек, Буденновский МО, Ставропольский край Гражданско-патриотическое воспитание личности в данное время играет большую роль. В современных условиях некоторые подходы к воспитанию патриотизма устарели. Многие считают, что подрастающее поколение имело иные условия для формирования патриотического сознания и решать серьезные вопросы старыми методами невозможно. Главной задачей каждого педагога является создание условий для развития и самореализации каждого учащегося как гражданина. Формируя патриотические качества, педагог в работе должен решать задачи: 1) Воспитывать и прививать у ребенка любовь к своему народу, к родной земле. 2) создавать определенные условия для внедрения технологии патриотического воспитания личности; 3) использовать новые методы в воспитании гражданина. Подбирая необходимые технологии, учитель обязан учитывать особенности учащихся определенного возраста. Формируя патриотические качества личности необходимо правильно выбрать методы обучения и воспитания, которые помогут процессу усвоения патриотических знаний, выработки воли в практической деятельности школьника. Наиболее частые можно использовать дискуссии, дебаты, аукционы. Используя деятельностно - практический подход, ученики с большим интересом принимают участие в работе различных творческих групп, в подготовке и проведении заочных экскурсий, игр. Из своего опыта могу сказать, что современная молодежь воспринимает лучше информацию в форме развлекательных программ, видеороликов. Для удовлетворения запросов учащихся на своих уроках и мероприятиях использую компьютерные технологии. Применение ИКТ в настоящее время стало неотъемлемым атрибутом учебно- воспитательного процесса и имеют большие преимущества в процессе патриотического воспитания: - возможность демонстрации наглядности; - разнообразие форм проведения воспитательных мероприятий; - информационная насыщенность материала; возможность заинтересовать большее количество учеников к участию в воспитательных мероприятиях; - активизация интереса каждого ученика; - возможность освещать текущую информацию, общаться с широкой аудиторией в сети Интернет; - расширение возможностей учителя. Педагогическая технология, которая способствует реализации личностно ориентированного подхода в патриотическом воспитании учащихся – метод проектов. В данной педагогической технологии идет расширение знаний и навыков для решения проблемы, а в результате на выходе ученик показывает практическое применение полученных результатов. Современный ученик должен хорошо владеть коммуникативной компетентностью, поэтому на своих уроках и во внеурочное время я учу ребят умению аргументировать свою точку зрения, уметь объективно воспринимать окружающих, развивать способность к мобильности в отношениях. Для достижения этого на уроках и внеклассных мероприятиях провожу дискуссии, уроки- практикумы, уроки- конференции. В процессе работы определяется путь и средства усвоения программного материала, формирование у учащихся гражданского сознания. Формирование гражданина- патриота, подготовленного к жизни, с высоким сознанием, способных построить гражданское общество, в основу которого были бы заложены и постоянно воплощались демократия, толерантность, уважение к правам человека, приобретает особое значение. Гражданско – патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и обязанностей по защите интересов Родины. Важным направлением государственной политики в сфере образования идет обновление и совершенствование системы патриотического воспитания учащихся на всех ступенях обучения. Используемая литература 1. Караковский В.А. «Патриотическое воспитание в школе» 2004г. 2. ЯшковаТ.В. «Патриотическое воспитание молодежи в условиях поисковой деятельности» 2009г. 3. Слепенкова Е.А. «Художественная литература и формирование профессионального мировоззрения будущих педагогов» 2015г.