Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПО АКТИВАЦИИ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ В 6 КЛАССЕ)

Фоменко Ирина Алексеевна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «ЯСШ «Радуга»
Г.Ялта, Республика Крым
Методы и формы работы по активации читательского интереса на уроках литературы в основной школе (на примере работы в 6 классе)
Особая роль в развитии личности учащихся принадлежит литературному образованию. Через попытки глубинного усвоения литературных произведений изучение литературы призвано сформировать ценностные ориентации ученика, его отношение к родине, общественному долгу, труду, семье, религии, любви, искусству, природе, собственной личности [3, С.23]. Речь идет о формировании и развитии гуманистического сознания, вне которого невозможен прогресс общества.
В настоящее время литература как учебный предмет переживает сложные и противоречивые процессы. Современные ученые (JI.C. Айзерман, Г.И. Беленький, Г.Н. Ионин, А.И. Княжицкий, B.P. Маранцман и др.) называют следующие их причины:
1. Смена социальных и нравственных ориентиров в обществе, вследствие чего молодежь оказывается изолированной от норм и идей культуры [6, С.21];
2. Уход от гуманистической культуры, что приводит к отсутствию у школьников потребности в чтении серьезной классической литературы, заставляющей думать: «XXI век открылся прямым и жестоким столкновением цивилизации и варварства» [1, С.21-22];
3. Перенасыщение школьной программы по литературе при ограниченном количестве учебных часов приводит к тому, что задачи, стоящие перед учебным предметом не выполняются, учебный материал гшохо усваивается, учащиеся обращаются-не, к художественному тексту, а его краткомуизложепию [6, С. 26-29];
4. Столкновение между традиционным и новаторским подходами в методике преподавания литературы в школе часто приводит к тому, что обсуждение произведений превращается в хаос суждений и мнений [6, С. 55-61].
К названным противоречиям можно добавить еще одно: разрыв между жизненным, нравственным, читательским опытом ученика и содержанием, формой изучаемых произведений, ведущий к постоянному увеличению расстояния между культурой и современным человеком.
Все обозначенные вопросы направляют учителей литературы приобщать обучающихся к полному прочтению текста и его анализу посредством новых методов, форм.
Литература в школе – это особый предмет, предлагающий такую модель отношений, с помощью которой изучаемое пропускается через себя, становится проекцией собственных мыслей. Читатель, знакомясь с художественным произведением, зачастую сам становится участником описываемых событий, отождествляет себя с героями, включается комплекс «СО»- сочувствие, сопереживание, соучастие. Данный механизм имеет в основе своей перевод «языка художественных образов на язык логических понятий, когда читатель формулирует (интерпретирует) смысл и содержание прочитанного».
На протяжении 5 лет (период 2016 – 2021) в учебной практике на уроках литературы в основной школе нами используются такие формы и методы:
·          Пошаговая расстановка акцентов в школьной программе (активизация интереса на основе художественности слова).
·          Использование современной наглядности (экскурсии 3-Д формата, онлайн-просмотров выставок, экспозиций по творчеству и жизни авторов художественных произведений).
·          Построение процесса обучения в единстве: системно-деятельностного и проектного метода.
·          Метод интерпретации художественного текста.
·          Метод - экскурсии по местам написания (собирания фактов) художественного произведения.
·          Метод – создания буктрейлеров по мотивам творчества писателей.
Однако лидирующую, результативную позицию занимает метод интерпретации художественного текста, наиболее продуктивным является в 6-х классах.
Действительно, одним из актуальных вопросов методики преподавания литературы в школе является интерпретация художественных произведений. Связывают этот факт с процессами восприятия и осмысливания читателями-школьниками литературного процесса, особенностями чтения и анализа художественного произведения как искусства слова, постижения литературы в жанрово-родовой специфике.
Анализ методической литературы позволяет выделить следующие методы и приемы интерпретации:
·          работа с литературной критикой;
·          сведения, связанные с оценкой того или иного произведения;
·          сравнения, связанные с проблемой претворения литературного произведения в других видах искусства;
·          поиск ключевых слов и ассоциаций;
·          сочинения разных жанров творческого характера.
Также учёные предлагают такие этапы работы над толкованием текста, как «обсуждение заголовка и эпиграфа, общение и мысленный диалог с автором и героем, осмысление прочитанного через обсуждение».
Процесс создания интерпретации, начинающийся на этапе первичного восприятия произведения, самостоятельного или под руководством учителя, продолжается при вторичном или многократном прочтении. Таким образом, можно говорить о вариативности и множественности интерпретаций как в случае индивидуальной, так и в случае групповой работы с текстом.
Именно в 5-6 классах закладываются основы теоретико-литературных знаний, формируются навыки анализа прочитанного произведения.
Список литературы:
1.         Богданова, О.Ю. Методика преподавания литературы [Текст]: учеб. пособие для пед. вузов / О.Ю.Богданова, Н.М. Лохова, П.Э.Лион; под общ ред. Е.Л.Ерохина. – М.,2000. – 467 с. – Библиогр.: с.430 – 447. – 6000 экз. – ISBN 5-7107-4941-9.
2.         Гульянц, Софья Михайловна, Личностно-ориентированный подход на уроках литературы: 5-9 классы основной школ. АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, 2009.
3.         Долинин, А.П. Интерпретация текста [Текст] / А.П.Долинин. М., Просвещение, 1985. – 127 с. – Библиогр.: с.106 – 117. – 3000 экз. – ISBN 5-1335-8970-6.
4.         Современный словарь иностранных слов. – 18-е изд., стер. – М.: Рус. яз., 1993. – 624 с. ISBN 5-200-00408-8.
5.         Софронова, Елена Степановна, Творческие работы на уроках русской литературы в 5-6 классах якутской школы. АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. г.Санкт- Петербург 2004 г. Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике /http://naukapedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-tvorcheskie-raboty-na-urokah-russkoy-literatury-v-5-6-klassah-yakutskoy-shkoly#ixzz7CscCp0SE http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-tvorcheskie-raboty-na-urokah-russkoy-literatury-v-5-6-klassah-yakutskoy-shkoly#ixzz7Csc7utDD
6.         Якименко, Р.В. Методика изучения литературы 20 века в школе: «серебряный век» русской поэзии:Учебно-методическое пособие [Текст] / Р.В.Якименко; Сахалинский Гос. Университет. – Южно-Сахалинск, 2001. – 230 с.
Ноябрь 2021