Иванова Инна Николаевна учитель начальных классов МБОУ СШ № 18 Смоленск Цель урока: понять, почему Петра I назвали Великим. Задачи: Учебные: - дать детям представление о значении личности Петра I; - расширить знания учащихся об основании Санкт-Петербурга, о строительстве и процветании города. - Развивающие УУД: - личностные (мотивация к учению, нравственно-этическое оценивание личности Петра I и его преобразований) - познавательные (общеучебные – формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, логические: анализ объектов с целью выделения главного) - регулятивные (контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению) - коммуникативные (инициативное сотрудничество в группах в поиске и выборе информации для мини-проектов) - развивать информационные компетенции: работа с книгой, рабочей тетрадью, картой, словарём, презентацией; Воспитательные: - пробудить интерес к изучению истории с привлечением мультимедийных средств обучения; - воспитать у учащихся уважения к истории, культуре, традициям своего народа; Оборудование: - фотографии с изображением дворцов, памятников, соборов Санкт-Петербурга и военной формы петровских солдат; - задания для проектной работы; - учебник и рабочая тетрадь, карта России; словарь Ожегова; - мультимедийная презентация; - карточки с пометами на полях; - иллюстративный материал для доски; - 4 листа ватмана, клей, фломастеры. - портрет Петра I. Ход урока 1.Оргмомент. – Я рада приветствовать всех сегодня. Улыбнёмся друг другу, посмотрим на гостей, подарим и им наши улыбки. Прошу всех сесть. – Любой человек имеет свою биографию. Когда говорим о стране, употребляем другое слово – историю. Вспомним то, что изучали на прошлых уроках. 2. Актуализация. «Мозговой штурм». - Какой князь ввёл христианство на Руси? (Владимир Красное Солнышко). - Кто правил Русью более 30 лет и прославился своим образованием? (Ярослав Мудрый). - Какой князь завещал своим детям и всем людям быть добрыми, трудолюбивыми и заботливыми? (Владимир Мономах). - Какое прозвище заслужил Иван 4? (Грозный). - Как одним словом можно назвать этих великих людей? (Правители). - Продолжим изучение раздела «От Руси до России». 3. Открытие нового знания. А) Работа с учебником и словарём Ожегова. - Работаем с учебником (стр. 26). Читаем текст «Российская империя». Узнаем, что изменилось в истории нашей страны после правления Ивана Грозного: (выборочное чтение). 1. В каком веке наше государство стали называть Россией? 2. В каком веке страну называли Российской империей? 3. Как переводится слово «империя»? 4. Как объясните слово «император»? - Словарь Ожегова даёт такие толкования слов: «империя» – государство во главе с императором. «Император» – титул некоторых монархов, а также лицо, носящее этот титул (в Древнем Риме – почётный титул полководцев). Б) Тема и цель урока. - 18 век, Российская империя. Попробуйте догадаться, о ком писал Пушкин: «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник. Он всеобъемлющей душой на троне вечный был работник». (О Петре 1) - Как назвал русский народ царя Петра I? (Великий). - Я предлагаю вам открыть ещё одну страницу истории нашей страны. Какова тема нашего урока? (Пётр I Великий). - С какой целью мы отправимся в эпоху, которую называют петровской? (Познакомиться с личностью Петра, узнать, почему его назвали Великим?). - Что вы знаете о Петре I? (Ответы детей). - Одни смеялись над его нецарским поведением, другие уважали и любили его так, что отдавали за него свои жизни, а третьи боялись его, как самого страшного и беспощадного врага. Он так Россию полюбил, Что и во сне он ей служил... Могла ль Россия стать такою, Как видим мы ее теперь, Когда б могучею рукою Не отпер ко всему он дверь? В.И. Новаковский - Каким видел Петра 1 Владимир Новаковский? (Любящим Россию, могучим). - Пусть эти строки будут эпиграфом нашего виртуального путешествия в прошлое. - Достаточно ли у вас знаний для ответа на вопрос: почему Петра 1 назвали Великим? (Нет). А что нам для этого нужно? (Необходима дополнительная информация). Как мы её можем получить? (из учебника, рабочей тетради, энциклопедий, словарей, интернета). Мы учимся получать информацию из разных источников. - Один из них – презентация. Здесь вы узнаете о рождении и детстве Петра 1. В) Презентация и рабочая тетрадь. - Рано утром 30 мая 1672 г. торжественный звон колоколов (слайд с колокольным звоном) в Московском Кремле возвестил о рождении сына у царя Алексея Михайловича и его супруги Натальи Кирилловны. Петр – имя древнее, греческое по происхождению, в переводе на русский язык означает «камень». Петра с детства отличала тяга к знаниям. - Решите историческую задачу в рабочей тетради (стр. 8, № 14). - В каком возрасте Петру пришлось управлять русским государством? (10 лет). - Да, ребята, Петр был вашим ровесником. 4. Работа с текстовым пространством, приём «инсерт». - Каким был царь Петр 1? Работаем с учебником (стр. 26 второй абзац). Используем пометы на полях («v» - уже знал, «+» - новое, «-» – думал иначе, «?»– не понял, есть вопросы). - Чтобы учебник оставался чистым, выполним символы на карточках с текстом учебника. (Памятка №1 на партах). Карточка с текстом - Пётр был провозглашён царём, когда ему исполнилось всего 10 лет. Позже ты узнаешь, что не всё было просто в жизни юного царя. Петру пришлось применять и силу, и жестокость, чтобы устранить всех тех, кто хотел отобрать у него власть. Пётр наказывал подданных за лень и безделье, за воровство и взятки. За такие проступки он не только учил их дубинкой, но и сажал в тюрьму, а то и казнил. - Что узнали нового о царе? Вывод: Пётр был человек сильный, жестокий, властный, имел и достоинства и недостатки (на доске прилагательные). 5.Форма «Маски». Творческое домашнее задание. - Работаем с разделом учебника «Этот удивительный мир» (К. стр. 27). 4 ученика выполняли творческое домашнее задание. Они стали современниками царя. Послушаем их монолог, диалог и мультилог в форме «Маски» о зрелых годах Петра 1. Прошу к доске. - Что вы знаете о распорядке дня Петра 1? Вступите в монолог. 1 современник: – Государь встаёт очень рано, в 3-4 часа утра. 2 современник: – В 6 часов идёт на «верфь», где смотрит за постройкой кораблей. 3 современник: – В 9-10 часов занимается «токарной» работой. 4 современник: – В 11 часов кушает, но не любит прохлаждаться за столом. - Вступите в диалог друг с другом и уточните то, что вам было непонятно. 1 и 2 современники: - Объясните мне, пожалуйста, что такое «верфь»? (Место, где строят корабли. - Неужели царь разбирается в строительстве кораблей? (Он знает это мастерство превосходно и сам работает на верфи). 3 и 4 современники: - Не подскажите мне, что такое «токарная» работа? (Работа токаря с топором, рубанком). - Ну а после обеда царь отдыхает? (По русскому обычаю после обеда немного отдыхает и снова идёт смотреть какую-то постройку или работать). - Почему народ прозвал царя «царь-плотник»? Ответьте в форме мультилога. 1 современник: – Пётр 1 – превосходный мастер-плотник. 2 современник: – У него есть мозоли на руках от этой работы. 3 современник: – Он трудится как простой человек. 4 современник: – Пётр 1 знает 14 ремёсел (На доске прилагательные). Вывод: Пётр Великий был необычным царём, трудолюбивым, организованным. Он заслужил любовь и восхищение русского народа своим трудом (оценки выступающим детям). 6. Динамическая пауза. - Интересный факт из истории: при большом росте (3 аршина = 2м 4 см) Петруй ф тяжело было выносить физические нагрузки. Вызвали из Голландии врача (имени не сохранилось). Он придумал для Петра упражнения (дети выполняют). 1) «Топор на голову твою»: руки прижаты ладонями друг к другу, в таком положении их ставим на теменную часть головы и круговыми движениями массируем. 2) «В цепких объятьях бояр»: двумя руками обхватываем себя за плечи и поворачиваем туловище вправо и влево. 7. Проектная деятельность. - Россия все больше и больше становилась похожей на европейскую страну. И, конечно, одним из самых ярких преобразований Петра было строительство города Санкт–Петербурга. Город на Неве стал столицей России. Найдите город на карте. - Мы узнали много интересного о жизни и деятельности Петра I. А теперь класс делится на 4 группы для проектной деятельности. Каждая получает творческое задание с инструкцией. Темы мини-проектов: соборы Санкт-Петербурга, памятники, дворцы, военная форма петровского солдата. Работаем по инструкции: - Делимся на группы по 5 человек. - Выбираем командира. - Определяем тему проекта. - Соотнесём фотографии с текстом, приклеим. - Выберем главное в каждом сообщении. - Защитим мини-проект. (Защита мини-проекта и выставление отметок). 8. Итог урока. Форма «За и против». - Подведём итог и вернёмся к цели урока. (На доске портрет Петра, справа и слева 2 столбика: «Обычный правитель», «Великий царь»). (Глинка «Славься»). - У вас на парте несколько существительных о Петре 1. Выберите только одно, то, что считаете главным. Прикрепите это слово под 1 или 2 колонкой (царь-плотник, труженник, кораблестроитель, просветитель, воин, император, правитель) Больше всего … - Откройте учебник на стр. 31-32 и сравните свои выводы с выводами учебника. – Что дал вам этот урок? (чувство гордости, любви, уважения к нашей стране, её истории). 9. Домашнее задание: разноуровневое. – Прочитав стр. 30, - расскажите подробно о новой столице России, - составьте рассказ о строительства Санкт-Петербурга от лица иностранца. Трудиться нужно, чтоб был прок, Петр образцовый дал урок, В своем стремленье показав, Что он покоя не видав, Работал, весь свой век трудился, Подчас мозолями хвалился... Покоя недруг он: движенье – Есть жизнь его и наслажденье.