Вотинова Мария Александровна Учитель-логопед Калугина Ольга Валерьевна Воспитатель МАДОУ «Детский сад N11» корпус 3 Пермский край, г Краснокамск Тип проекта: подгрупповой, практико-ориентированный Продолжительность: 1 год (долгосрочный) Участники: подгруппа детей (5-6 лет), педагоги, родители. Актуальность определяется реальными потребностями системы дошкольного образования и существующими противоречиями между: - ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ общеразвивающего вида; - необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению. Цель проекта: повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников. Задачи проекта: 1. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи. 2. Развивать речевые и творческие способности детей. 3. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти. 4. Увеличить объем коррекционного воздействия, 5. Развивать артикуляционную моторику детей, создавая необходимую базу для постановки нарушенных звуков. 6. Развивать фонематический слух детей. 7. Развивать мелкую и общую моторику детей. 8. Укреплять физическое здоровье в процессе различных оздоровительных мероприятий и процедур (массаж, дыхательная гимнастика, физминутки, гимнастика для глаз). 9. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал. 10. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей. 11. Повысить уровень педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей. 12. Повысить мотивационную готовность родителей к активному участию в коррекционно-образовательном процессе. Итоговое мероприятие: -Оформление «Звукового экрана» -Консультация для родителей «Как создать полноценную речевую среду дома» -Буклет «Артикуляционная гимнастика» -Праздник Красивой речи. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя: -пополнение картотеки «Артикуляционная гимнастика». -создание картотеки «Дыхательная гимнастика». -создание картотеки «Скороговорки», «Чистоговорки» -пополнение картотеки «Развитие фонематического слуха» -практикум «Специальная артикуляционная гимнастика» -практикум «Вместе весело дышать» Работа с родителями: -мастер-класс «С язычком дружу - красиво говорю!»
-мастер-класс «Массаж щётками»
-еженедельные памятки-помогалочки «Вместе весело играть, речь ребёнка развивать!» -практикум «Игры для автоматизации звуком» - «пятиминутки «Наши успехи-наши затруднения» /раз в неделю по понедельникам. Подготовительный этап: · Составить план реализации проекта · Провести диагностику детей (учитель-логопед, воспитатель) · Выделить подгруппы детей, нуждающихся в коррекции речи. · Подобрать комплексы артикуляционной гимнастики, способствующих формированию правильных укладов дефектно-произносимых звуков. · Создать, пополнить картотеки по «Артикуляционной гимнастике», «Дыхательной гимнастике», картотека «Скороговорок и чистоговорок», картотеки на развитие фонематического слуха и восприятия. · Познакомить родителей с итогами диагностики. · Дать родителям рекомендации по созданию полноценной речевой среды дома. Основной этап: Педагоги-дети Учитель-логопед: Ø Обучение выполнению комплексов артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики. (Раз в неделю по пятницам) Ø Постановка и автоматизация звуков. (Раз в неделю по пятницам) Воспитатель: Ежедневно: -выполнение артикуляционной гимнастики.
-выполнение пальчиковой гимнастики. -выполнение дыхательной гимнастики. -проведение игр на развитие речевого выдоха: проговариваем чистоговорки. -проведение игр на развитие слухового внимания, фонематического слуха и восприятия. Контроль за автоматизируемыми звуками в разных видах деятельности. Заучивание скороговорок для совершенствования звукопроизношения у детей (еженедельно). Педагоги-родители: -Тематические консультации, буклеты по формированию звукопроизношения. -Консультация для родителей «Развитие фонематического слуха» -Мастер-класс «С язычком дружу - красиво говорю!» -Практикум «Игры для автоматизации звуком» -Еженедельные памятки-помогалочки «Вместе весело играть, речь ребёнка развивать!»
Заключительный этап: -Оформление «Звукового экрана» -Вручение грамот/дипломов «Со звуком я дружу…» детям. -Оформление стенгазеты «Говоруши» -Проведение праздник Красивой речи. Результаты проекта: 1. Формированию правильного звукопроизношения у детей подгруппы. 2. Развитию фонематического слуха и восприятия. 3. Развитие мелкой и общей моторики. 4. Выработке хорошей дикции. 5. Укрепление здоровья (за счет использования здоровьесберегающих технологий, в частности физминуток и дыхательной гимнастики) 6. Повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей, уровня мотивационной готовности родителей к активному участию в коррекционно-образовательном процессе. 7. Создание банка данных по профилактике и коррекции речевых нарушений.