НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Коломыченко Ирина Ивановна воспитатель, Зверева Маргарита Леонидовна инструктор по физической культуре МБДОУ № 47 г. Белгород
Игра – это огромное окно, через которое в духовный
мир ребенка вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире.
В. А. Сухомлинский
Дошкольное детство – период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первичные представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Именно в дошкольном возрасте формируются основные нравственные качества ребёнка. В настоящее время большое значение в становлении личности ребёнка – будущего гражданина страны имеет нравственно-патриотическое воспитание. Перед педагогами современного дошкольного образовательного учреждения стоят задачи формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину. Это любовь к самым близким людям – маме, папе, брату, сестре, бабушке, дедушке. Родной дом, детский сад, улица, город, окружающие его животные, родная природа – все это Родина. С рождения ребенок слышит родную речь, колыбельные мамы, песенки потешки, сказки и неосознанно начинает любить то, что любит его народ. В поисках новых способов работы с детьми в этом направлении, изучив труды великих педагогов, мы пришли к выводу, что игра - наиболее активная форма работы в области патриотического воспитания. Ведь все виды детских игр подходят для выполнения задач патриотического воспитания и помогают привить уважение к историческим и культурным ценностям страны. Детство невозможно представить без игры. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, это способ познания окружающего. Работая в данном направлении, мы изготовили множество дидактических игр и пособий по нравственно-патриотическому воспитанию: «Я и мой Белый город», «Белгород вчера, сегодня, завтра», «Природа Белгородской области», «История Белгорода в памятниках и архитектуре», «Белгород промышленный», «Белгород спортивный», «Моя родословная», «Здоровый город - здоровые люди», «Береги свою Родину!» и многие другие. С удовольствием наши дети играют в театрализованные игры, основанные на фольклоре. В них дошкольники знакомятся с обычиями русского народа, с укладом их жизни, запоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения (так из р.н.с. «Колобок»:...по амбарам поскреби, по сусекам помети... – дети запомнили что раньше муку хранили в амбаре). Мальчикам больше нравятся игры на военно-патриотическую тематику, отражающие подвиги нашего народа, девочки с волнением примеряют народные костюмы и любуются их красотой. Но больше всего ребятам нравится играть в народные игры: -подвижные игры, в которых дети могут проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию: «Городки», «Жмурки», «Ловишка», «Лапта», «Платочек-летуночек», «Третий – лишний», «Горелки», «Прятки», «Чехарда»,: -игры в которых дети могут помериться силой и ловкостью, в них отражает стремление детей стать сильнее, победить всех:, «Цепи кованы», «Перетягивание каната», «Вытолкни за круг», «Защита укрепления», «Сильный бросок», «Бои на бревне»; -игры календарные – обрядовые «Гори, гори ясно», «Кукушечка», «Звонари», «Солнышко»; -игры бытовые - отражающие повседневные занятия наших предков: «Каравай», «Я весёлая ткачиха, «Клубочек», «Горшок», «Шишки, желуди, орехи», «Баба сеяла горох». «Дедушка-рожок», «Домики», «Ворота», «Корзинки», «Охотники и утки», «Ловись рыбка»; -игры, знакомящие детей с окружающим миром (миром природы) и воспитывающие чувство коллективизма, слаженности, взаимопомощи: «У медведя во бору», «Заинька», «Сорока», «Паучок», «Ворон», «Олень» и др. «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Кошки-мышки», «Коршун и наседка» Очень нравятся нашим дошкольникам хороводные игры: «Бояре», «Каравай» «В царя», «Плетень», «Улитка»,«Ручеёк», «Вейся, капустка». С удовольствием наши дети играют в подвижные игры Белгородчины, такие как: «Пчелки и ласточки», «В Трифона», «А мы просто сеяли», «Редя», «В ворона», «Баба снежная», «Гусёк» и другие. Все перечисленные игры способствуют приобщению детей не только к игровойпрактике народа, но и народной культуре в целом. Радость движения во время игры сочетается с духовным обогащением, у детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально-положительная основа для развития гражданско-патриотическихчувств, для формирования взаимоотношений со сверстниками ивзрослыми. Игра, которая наполнена эмоциями, в которой ребенок радуется и получает удовольствие непременно останется в памяти ребенка, а вместе с ней и представления детей о Родине. Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли и до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, соблюдая национальные традиции. Народные игры не должны быть забыты. Ведь именно они доставляют ребятишкам удовольствие и радость, знакомят их с историей и культурой, развивают их духовно и нравственно, учат любить родной край и свою Родину.
ЛИТЕРАТУРА 1. Алябьева, Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет [Текст]: Методическое пособие/ Е.А. Алябьева. – Москва: ТЦ Сфера, 2009. – 128с. 2. Ветохина А.Я., Дмитренко З.С. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».- Детство-Пресс,2013 3. Карпова, С.Н. Игра и нравственное развитие дошкольников [Текст] / С.Н. Карпова, Л.Г. Лысак. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. — 142 с. 4. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003. 5. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дош-кольников / М.Д. Маханева – Москва: «Сфера», 2010 г. – 96 с. 6. Кенеман А.В., Осокина Т.И. «Детские народные подвижные игры» — М.: 1995, — 224 с.